Вестник МГТУ. 2018, №4.

Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 541-547. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-541-547 УДК 656.61.051:004.942 С. И. Вивиорра, К. В. Пеньковская, В. И. Меньшиков Классификация навигационных и промысловых ситуаций судовым специалистом Операции синтеза и анализа состояния навигационной (или промысловой) ситуации выполняются судовыми специалистами, несущими ходовую вахту, с учетом большого количества противоречивых факторов. В ходе анализа используются данные, полученные с помощью круговой системы наблюдений и технических средств судовождения. Процесс выполнения специалистом указанных операций представлен в виде последовательности фазовых переходов; исследованы варианты классификации ситуаций, учитывающие структуру предпочтения лица, группирующего навигационные и промысловые ситуации в троичном исчислении. Данная классификация может быть обобщена и использована в программном продукте экспертных систем, обеспечивающих безопасность мореплавания и ведения промысла. Математическая модель классифицирующей функции, разработанная в ходе исследования и учитывающая структуру предпочтения лица, синтезирующего и анализирующего навигационные и промысловые ситуации, способна определять состояние ситуации таким образом, что при наличии одной опасной ситуации другая ситуация, в принципе не являющаяся опасной, не была бы принята как опасная. Предложена модель функции выбора лица, принимающего решения (ЛПР), которая оперирует формулярами опасностей, заданными в троичном исчислении, и может быть использована в качестве элемента математического продукта для экспертных систем, обеспечивающих безопасное мореплавание. В частности, модель функции выбора ЛПР представляет собой логическое выражение, которое включает операции по дизъюнкции и конъюнкции, объединенные с помощью операции инверсии. Определен минимальный объем навигационной или промысловой информации, необходимый для функционирования троичной классифицирующей функции, который равен арифметической сумме информационных объемов, заданных для каждой опасной ситуации, и при этом позволяет использовать эту функцию в технических средствах судовождения и ведения промысла. Ключевые слова: навигационные и промысловые ситуации, синтез и анализ ситуаций, фазовый переход, структура предпочтений, классифицирующая функция. Введение В настоящее время управление состоянием безопасной эксплуатации судов является одной из важнейших проблем мировой морской транспортной индустрии, которая обусловлена высоким уровнем аварийности судов, возникновением катастроф, связанных с морским транспортом и приводящих к гибели людей, потере значимых материальных средств, экономическим и экологическим последствиям. Система обеспечения безопасной эксплуатации судна базируется на "эксперименте", т. е. целенаправленной организации наблюдений за состоянием навигационной или промысловой обстановки. Однако получаемая информация по большей части является субъективной и содержит ошибки наблюдений, вызванные как несовершенством структуры предпочтений, так и ограниченностью функции выбора, осуществляемой человеческим фактором. Поэтому эффективность управления навигационными или промысловыми операциями, направленного на предотвращение появления опасной ситуации, будет существенно зависеть от разрешающей способности структуры предпочтений и степени совершенства функции классификации. Наилучшие свойства структуры предпочтений и функции классификации отмечаются лишь в том случае, если на заданном множестве сообщений человеческий элемент будет использовать данные, обладающие позитивной полнотой относительно динамики состояний навигационных или промысловых ситуаций. Однако классификация ситуаций, выбор их параметров с целью обеспечения безопасной эксплуатации судна могут быть затруднены или стать вообще не возможными вследствие низкой разрешающей способности структуры предпочтений, ограничивающей классификационные возможности человеческого фактора. Поэтому возникает необходимость исследования влияния разрешающей способности структуры предпочтений человеческого фактора на его способность к классификации и выбору опасных ситуаций, возникающих в ходе несения навигационной или промысловой вахты [1; 2]. Материалы и методы В процессе исследования использован метод фазовых переходов, с помощью которого можно составить формуляр наблюдаемой ситуации по алфавиту, элементы которого заданы в троичном исчислении. Такой алфавит должен, во-первых, определить свойства структуры предпочтений лица, классифицирующего 541

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz