Вестник МГТУ. 2018, №4.

Якунина Н. В. и др. Факторный анализ направлений повышения активности... Выполнение требований по данным факторам увеличит процент использования городского пассажирского автомобильного транспорта до 63,3 и 62,5 % соответственно. Реализация фактора "Наличие информационных табло, отражающих в режиме on-line движение маршрутных ТС" возможна при установке информационных табло непосредственно на остановочных пунктах, а также при организации информационного обмена между перевозчиками и пассажирами посредством системы ГЛОНАСС, передающей информацию о движении маршрутных транспортных средств в режиме on-line на мобильные приложения смартфонов пассажиров. Выполнение требований по данному фактору позволит повысить степень использования городского пассажирского автомобильного транспорта на 10,6 %. Выполнение требований по фактору "Чистые, освещенные остановочные пункты, защищающие от внешних природных факторов (ветер, солнце, дождь и т. д.)" повысит степень использования пассажирами городского пассажирского автомобильного транспорта на 7,4 %. Реализация потребует организации уборочных мероприятий на территории остановочного пункта, замены изношенных и небезопасных остановочных пунктов на надежные и эстетически привлекательные. Наименьшее влияние на выбор способа передвижения оказывают факторы: "Беспересадочная поездка" - 0,51 %; "Наличие кондукторов" - 0,54; "Номинальная вместимость транспортного средства" и "Наличие условий для комфортной поездки с малолетними детьми" - 0,60; "Безопасный стиль вождения" - 0,62; "Чистые, освещенные остановочные пункты, защищающие от внешних природных факторов (ветер, дождь, солнце и т. д.)" - 0,73 %. Следующую группу факторов повышения привлекательности городского пассажирского автомобильного транспорта составляют факторы "Чистый, эстетически привлекательный ГПТ" - доля данного фактора в общем числе составляет 1,01 %; "Минимальное время ожидания на ОП" - 1,03; "Наличие информационных табло, отражающих в режиме on-line движение маршрутных ТС" - 1,05; "Соблюдение графика движения" и "Наличие сидячих мест" - 1,09 %. Наибольшую долю в общем проценте потенциально возможного числа пассажиров, согласных пересесть из легкового личного автомобиля в городской пассажирский автомобильный транспорт, составляют факторы "Минимальное время подхода (отхода) к (от) ОП" - 1,14 %; "Продолжительность поездки на ГПТ существенно меньше времени поездки на легковом автомобиле (равно или незначительно меньше)" и "Стоимость проезда на ГПТ существенно меньше стоимости проезда на легковом автомобиле" - 1,2 %. Заключение По результатам анкетирования определено 14 факторов повышения привлекательности услуг городского пассажирского автомобильного транспорта. Из числа всех опрошенных 71,9 % ответили, что не пересядут на ГПТ ни при каких обстоятельствах, и 28,1 % указали, при каких условиях они согласны передвигаться на ГПТ. За счет привлечения механизма поиска и выполнения условий по факторам повышения привлекательности услуг пассажирского автомобильного транспорта доля перевозимых автобусами пассажиров может увеличиться с 57 % на 12,1 % и составить 69,1 %. Наибольшее влияние на выбор способа передвижения оказывают факторы, характеризующие временные свойства - "Продолжительность поездки на ГПТ существенно меньше времени поездки на легковом автомобиле", "Минимальное время ожидания на остановочном пункте", "Минимальное время подхода (отхода) к (от) остановочного пункта", "Соблюдение графика движения" - и стоимостные - "Стоимость проезда на ГПТ существенно меньше стоимости проезда на легковом автомобиле". Наименьшее влияние на выбор способа передвижения оказывают факторы, связанные с удобством оплаты проезда и проезда с малолетними детьми. Дальнейшие исследования направлены на установление зависимости влияния результатов повышения привлекательности услуг пассажирского автомобильного транспорта на изменение состава транспортного потока. Результаты работы могут быть использованы органами управления пассажирскими перевозками при разработке мероприятий по повышению пропускной способности улично-дорожной сети города и по повышению качества транспортного обслуживания населения [4; 5]. Библиографический список 1. Якунина Н. В., Якунин Н. Н., Нестеренко Д. Х. Исследование направлений повышения привлекательности услуг пассажирского автомобильного транспорта // Тринадцатая междунар. науч.- практ. конф. "Прогрессивные технологии транспортных системах" : сб. ст., Оренбург, 15-17 ноября 2017 г. Оренбург : ОГУ, 2017. С. 311-314. 2. Солодкий А. И. Современные подходы к решению транспортных проблем в крупных городах на постсоветском пространстве : [презентация доклада] // Междунар. практ. конф. "Эффективное управление транспортными системами". 24 августа 2017 г., Астана, 2017. URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/ 15671a_df4ad7f529734b9bb1fb4b325671a62b.pdf. 538

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz