Вестник МГТУ. 2017, №4.
Фадеев А. М. и др. Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом… 748 При этом проектный подход в стратегическом управлении процессом реализации шельфовых проектов в Арктике (в конкретных технико-экономических и инфраструктурных условиях) позволяет определять последовательность ввода месторождений в эксплуатацию, оценивать совокупное влияние НГК на уровень устойчивого регионального развития территорий в процессе освоения Арктики, а также влияние НГК на окружающую среду. Стратегическое управление НГК на различных уровнях должно осуществляться по конкретному множеству функциональных задач: развитие ресурсной базы, международное сотрудничество, НИОКР и инновации, окружающая среда, развитие сервисной инфраструктуры и т. д. Таким образом, при стратегическом планировании и реализации проектов в условиях Арктики необходим комплексный учет интересов всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Освоение арктического шельфа является сложной, многовекторной и многофакторной задачей, предполагающей всестороннее развитие технологического, технического, экономического и экологического обеспечения реализуемых проектов. Ни одно из прибрежных морских государств, ведущих добычу углеводородов на морском шельфе, не сталкивалось с условиями, сравнимыми с шельфом российской Арктики. Районы предполагаемой добычи расположены далеко за Полярным кругом, в весьма сложных климатических и морских глубоководных условиях. До 6 месяцев в году в районах российской Арктики наблюдается полярная ночь, экстремально низкие температуры, штормовая погода, шквалистый ветер, значительное волнение моря, паковые льды (лед толщиной более 3 м) и вероятность появления айсбергов. Все это создает трудности при организации материально-технического обеспечения морских объектов и организации доставки и ротации персонала в район проведения работ и затрудняет вывоз углеводородной продукции. Требуется современная комплексная система обеспечения всех проектов в Арктике. Это интегрированная в арктические условия модель материального снабжения, доставки и ротации персонала в места проведения работ на всех этапах от геологоразведки до эксплуатации и последующей транспортировки углеводородов в значительных объемах к местам сбыта (рис. 4). Рис. 4. Принципиальная схема обеспечения шельфового проекта НГК в современных арктических условиях 3 Fig. 4. The concept of providing the offshore project of the oil and gas complex in modern Arctic conditions Перед операторами морских нефтегазовых проектов появляется необходимость формирования эффективных "сорсинговых" стратегий 4 – стратегий по привлечению транспортных средств, способных эффективно работать в арктических условиях. Это специальные суда снабжения, танкеры ледового класса для транспортировки продукции, вертолеты и суда вспомогательного производственного флота (кабелеукладчики и трубоукладчики). Основные функциональные направления стратегического управления НГК на арктическом шельфе приведены в табл. 2. 3 По материалам докладов ПАО "Газпром нефть". 4 В бизнесе "сорсинг" – деятельность по нахождению, испытанию и вовлечению новых поставщиков товаров и услуг ( https://ru.wikipedia.org/wiki).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz