Вестник МГТУ. 2017, №4.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 4. С. 742–754. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-4-742-754 747 интересов стейкхолдеров НГК. При реализации нефтегазовых проектов действуют три главных участника стратегического управления НГК: 1) государство; 2) регион добычи и реализации; 3) компания-оператор, реализующая проект. Данные участники (далеко не партнеры) имеют разные задачи и разную ответственность. На стадии стратегического планирования закладывается основа их партнерских отношений на основе общей стратегической цели развития региона и государства. Функционирование (реализация стратегии) НГК в Арктике затрагивает целый ряд несовпадающих "интересантов", имеющих реальное отношение к деятельности комплекса. Государство – как власть – является основным регулятором эффективной реализации планов комплекса. Корпорация – как бизнес – реализует все проекты на шельфе в соответствии с корпоративными интересами и ожиданиями акционеров. Общество, или местная региональная общественность – как население, проживающее в прибрежных регионах арктической акватории, представляя интересы территории – решает вопросы обеспечения проекта трудовыми ресурсами, экологические и социологические проблемы, возникающие при освоении Арктики. При этом государству как "стейкхолдеру" необходимо выделять федеральный и региональный уровни участия в реализации стратегического плана. Исследование интересов всех трех участников (операторов) в реализации планов выявило отраслевой и межотраслевой уровни их взаимодействия при разработке и реализации стратегических планов НГК на арктическом шельфе. Теория управления (как менеджмент в условиях рыночной экономики) располагает двумя методическими подходами. Процессный подход рассматривает управление с точки зрения его реализации как последовательные стадии (анализ, целеполагание, реализация, контроль, корректировка). Проектный подход к управлению не имеет единственной трактовки. Две основные трактовки: 1) считается, что проектный подход применим в случае рассмотрения элементов управления в виде некоторой достаточно самостоятельной системы; 2) рассматривается как система многих целей и мероприятий по их реализации (как правило, это комплекс НИР, конструкторских разработок, организационных и других мероприятий, соответствующим образом организованных) [10]. В ряде случаев экспертами стратегического управления противопоставляется возможность использования того или другого из рассматриваемых подходов. По мнению авторов, это является ошибочным решением в стратегическом управлении, поскольку управление такой большой и сложной социально-экономической системой, как НГК, при реализации стратегических проектов требует использования возможностей как процессного, так и проектного подходов (рис. 3). Наряду с этим процессный подход наиболее эффективен в оперативном управлении нефтегазовым комплексом (всех входящих в него предприятий). Рис. 3. Концептуальная схема совместного использования процессного и проектного подходов в стратегическом управлении нефтегазовым комплексом при реализации шельфовых проектов в Арктике Fig. 3. The conceptual scheme of joint use of process and project approaches in strategic management of the oil and gas complex in developing offshore projects in Arctic

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz