Вестник МГТУ. 2017, №4.

Фадеев А. М. и др. Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом… 746 Развитие технологий добычи в арктических условиях является основой для успешного развития всей российской нефтегазовой отрасли. Россия имеет возможность реализовать потенциал и стать лидером разработки нефтегазовых месторождений в арктических условиях со сложной ледовой обстановкой. Основным условием реализации является увеличение инвестиций в научные разработки. В качестве эффективного инструмента объединения ресурсов компаний и государства для достижения стратегических целей успешно зарекомендовал себя механизм государственно-частного партнерства. Подобный подход позволяет заинтересовать инвесторов в проекте, обеспечить распределение рисков получения "отрицательных" результатов исследований, оперативно адаптировать законодательство, включая необходимые меры по устранению возможных административных барьеров. Под стратегическим управлением НГК авторами понимается деятельность высших органов управления в конкурентной рыночной среде в соответствии со стратегическим планом развития всей Арктики. Данный аспект рассматривается в контексте необходимости учета долгосрочности реализации проектов освоения арктического шельфа в соответствии с национальными интересами обеспечения безопасности государства и роста уровня жизни граждан, живущих на Севере России. В имеющихся в настоящее время научных работах по стратегическому управлению в области нефти и газа вопросы стратегического управления рассматриваются преимущественно с точки зрения планов (дорожных карт) работы менеджеров. Ситуация с процессом освоения Арктики требует роста объемов научных исследований по методам разработки и реализации стратегических планов в НГК в целом и по основным составляющим. Для решения вопросов эффективной реализации стратегических планов и отдельных проектов необходимо использование формата тройственного партнерства на основе независимого общественного мониторинга [1; 4]. Формат тройственного партнерства при реализации стратегических планов позволяет рассматривать вопросы управления системно, предлагая сбалансированные решения на всех уровнях управления НГК. В литературных источниках выявлена аналогия взглядов при рассмотрении экономических стратегий и классификаций процессов. Однако единого, согласованного подхода к стратегическому планированию и к управлению его реализацией нет. Распределения видов стратегий по уровням в настоящий момент не разработано. Выявлены попытки выделить четыре уровня принятия стратегических решений: 1) корпоративный уровень; 2) производственный (бизнес-уровень); 3) функциональный; 4) оперативный. Корпоративный уровень присущ в большей степени диверсифицированным компаниям. При этом считается, что в компании, имеющей моно-бизнес (один вид деятельности), иерархия стратегического управления имеет три уровня стратегических решений: оперативный, функциональный и стратегия бизнеса. П. Лоренж обосновывает другую трактовку (выделяет два уровня стратегий): функциональная и корпоративная (деловая, или стратегия развития) стратегии. При этом выявлено, что указанные стратегии присущи предприятиям, которые специализируются только на одном виде бизнеса [5]. Суть конкретной корпоративной стратегии узкоспециализированных компаний принципиально не разнится с определениями авторов, изучающих стратегии широко диверсифицированных корпораций. В то же время определение деловой стратегии, сформулированной А. В. Козловым и Т. В. Маркиной, не в полной мере сочетается со стратегией бизнеса, по мнению А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, деловая стратегия изучается только в формате конкурентной стратегии, рассматриваемой вне уровней стратегии предприятия [6; 7]. Д. А. Смелов предложил оригинальную структуру уровней экономической стратегии, базирующуюся на структурных, продуктовых, а также функциональных и ресурсных стратегиях [8]. В трудах П. Лоренжа и В. С. Ефремова, несмотря на совпадающие названия уровней, концептуальное их построение существенно отличается [5; 9]. Авторы данного исследования полагают, что корпоративная стратегия – это стратегия, подразумевающая долгосрочное развитие всего предприятия (в целом) и имеющая при этом элементы конкурентной стратегии. В то же время под понятием бизнес-стратегии понимаются стратегии для различных направлений хозяйственной и производственной деятельности в формате одного конкретного предприятия. Таким образом, в современной научной экономической литературе существует многообразие классификаций уровней стратегического управления. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость синтеза множества подходов к иерархии принятия стратегических решений, научного формирования классификации видов экономической стратегии предприятия и уровней стратегического управления. Анализ факторов влияния внешней и внутренней среды на производственно-хозяйственную деятельность НГК применительно к современным условиям развития российской экономики позволяет обоснованно говорить об отсутствии действенных механизмов стратегического управления НГК при освоении арктических морских месторождений. Особенностью стратегического управления НГК является наличие цикличных взаимодействий между участниками НГК, объектами его инфраструктуры, сбалансированных с учетом экономических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz