Вестник МГТУ. 2017, №4.
Фадеев А. М. и др. Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом… 742 УДК 338.45:622.276.04:622.692(985) А. М. Фадеев, А. Е. Череповицын, Ф. Д. Ларичкин, С. А. Агарков Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом и транспортировки углеводородной продукции при освоении морских нефтегазовых месторождений Арктики В статье рассматриваются вопросы теории и практики стратегического управления нефтегазовым комплексом при освоении углеводородных ресурсов Арктики на шельфе. Проведен анализ существующих подходов в процессном и проектном управлении нефтегазовым комплексом с учетом особенностей реализации шельфовых проектов в Арктической зоне. Значительное внимание уделено истории и эволюции стратегического управления как экономической категории, предложены функциональные направления стратегического управления на различных уровнях. Анализ существующих научных работ, посвященных реализации проектов на арктическом шельфе, показывает недостаточную проработанность вопросов теории и практики стратегического управления. В частности, большинство научных исследований сосредоточено на изучении вопросов менеджмента на уровне корпораций, в то же время вопросы на уровне нефтегазового комплекса не рассматриваются. В существующих исследованиях проектный и процессный подходы в управлении часто противопоставляются друг другу, что, по мнению авторов, является некорректным в отношении управления нефтегазовым комплексом на арктическом шельфе. Нефтегазовый комплекс – сложная и многоуровневая система, реализующая беспрецедентно трудные в технологическом плане проекты. Начало добычи углеводородов на шельфе Арктики неразрывно связано с транспортировкой добытого сырья к местам переработки и сбыта, что дополняет стратегическое управление нефтегазовым комплексом особенностями организации эффективных транспортно-логистических решений. Ключевые слова: стратегическое управление, процессный подход, проектный подход, шельф, углеводородные ресурсы, Арктика. Введение В настоящее время Арктика рассматривается многими государствами как стратегический регион в связи с колоссальными запасами углеводородов, других минеральных ресурсов и усилением роли факторов и условий, лежащих в основе политической и энергетической безопасности ведущих индустриально развитых стран мира. Начало освоения нефтегазовых месторождений Арктики диктует необходимость создания эффективных способов организации материально-технического обеспечения удаленных объектов, вывоза углеводородной продукции, движения транспортных средств, а также минимизации воздействия на хрупкую экосистему в целом. Арктика всегда привлекала внимание исследователей. История освоения региона началась в XI в. На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что Арктика стала на службу человечества. В Арктике осуществляется добыча углеводородных и биологических ресурсов, растет объем транспортировки грузов по Северному морскому пути, реализуются крупномасштабные проекты по добыче сырья минерально-сырьевого комплекса. Ресурсы арктического шельфа России в среднем оцениваются в 130 млрд т условного топлива. При этом необходимо учитывать, что эти цифры приблизительные, так как изученность шельфа еще далека от идеала. По оценкам экспертов, в 2035 г. до 60 % планируемой добычи нефти и газа будет осуществляться из месторождений, которых пока нет на карте [1]. Освоение арктического шельфа – важнейшая геостратегическая задача Российской Федерации. Несмотря на то что освоение арктического шельфа в нашей стране только начинается, у России уже есть ряд достижений. Россия является пионером в освоении арктического шельфа. Так, компания "Газпром нефть" рассматривает развитие арктического шельфа как одно из своих стратегических направлений. Именно данной компании принадлежит первый в мире реализованный в условиях Арктики проект "Приразломное". "Газпром нефть" последовательно развивает свое присутствие в Арктике как на шельфе, так и на береговых месторождениях Арктической зоны. Помимо "Приразломного", компания также реализует два знаковых проекта, находящихся в Арктической зоне, – "Новый порт" и "Мессояха". Нельзя забывать о большой роли, которую сыграл проект подготовки к освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения. Осуществление данных проектов позволяет загрузить производственные мощности российских предприятий, участвующих в реализации проекта, а также сформировать мультипликативные экономические эффекты, которые становятся драйверами экономического развития регионов Арктики и России в целом. В 2016–2017 гг. осязаемые успехи в освоении шельфа появились у компании "Роснефть", совершившей в последнее время крупные открытия на арктическом шельфе. На уровне государства формируются новые предпосылки для создания перспектив освоения шельфа Арктики. Планируются геологоразведочные работы в "серой зоне" Баренцева моря, которая определена между Норвегией и Россией в 2010 г. (рис. 1). Эта зона является самой перспективной в отношении обнаружения запасов углеводородного сырья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz