Вестник МГТУ. 2017, №4.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 4. С. 734–741. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-4-734-741 739 трески и пикши. В 2012–2016 гг. по прибрежной квоте осваивалось от 7,0 до 9,0 % общих квотируемых объемов этих видов рыб. В структуре вылова российских предприятий в Норвежском и Баренцевом морях прибрежное рыболовство не превышает 5,0–6,0 %. Можно привести сравнительные данные по Дальневосточному бассейну, где прибрежное рыболовство осуществляется на многовидовой основе, составляя четвертую часть общего вылова. Объемы дальневосточного прибрежного рыболовства на порядок превышают показатели Северного бассейна. На Северном бассейне выгрузка охлажденной рыбопродукции осуществляется, как показано выше, только в Мурманской области. Максимальные объемы (31,6 тыс. т, в том числе треска и пикша – 27,4 тыс. т) были достигнуты в 2013 г. В дальнейшем (к 2016 г.) общие объемы выгрузки снизились на 15,0 %, трески и пикши – на 23,0 %. При этом следует отметить, что в рассматриваемый период вылов по прибрежной квоте увеличился на 19,0 %. В соответствии с законодательными изменениями для промышленного и прибрежного рыболовства устанавливается единое промысловое пространство, решение о выборе между этими видами деятельности пользователи осуществляют самостоятельно. В целях стимулирования поставок охлажденной рыбопродукции на береговые перерабатывающие предприятия и внутренний потребительский рынок при выделении квот для прибрежного рыболовства будет применяться повышающий коэффициент – 1,2. Данные поправки не принесут существенных изменений в выгрузки охлажденной рыбопродукции в Мурманской области, которые в настоящее время обеспечивают не более трети потребности береговых рыбоперерабатывающих предприятий в охлажденном сырье [5]. Исходя из этого, необходимо, по нашему мнению, дополнить стимулирование выгрузки охлажденного сырья на Северном бассейне экономическими мерами регулирования налоговых отчислений и сборов за пользование водными биоресурсами. Это станет дополнительным стимулом строительства вместо среднетоннажных менее капиталоемких маломерных судов. Заключение В процессе исследования рассмотрены количественные и структурные преобразования промыслового флота Северного бассейна. Показаны процессы обновления и модернизации в составе флота, которые снизили его промыслово-производственный потенциал, повысив наряду с этим качественные показатели. Рассмотрены негативные тенденции возрастных изменений старения и физического износа по всем группам и типам судов. Предложены институциональные и экономические меры, направленные на преодоление этого процесса, стимулирование обновления промыслового флота. Библиографический список 1. Васильев А. М., Затхеева В. А. Факторы, формирующие эффективную деятельность океанического промыслового флота в целях повышения его конкурентоспособности // Рыбное хозяйство. 2015. № 5. С. 3–9. 2. Жук А. П., Мизюркин М. А. Современная структура флота рыбной промышленности России на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне // Рыбное хозяйство. 2015. № 4. С. 49–55. 3. Братухин О. Непонимание причин обновления флота – тормоз нового облика отрасли // Fishnews. 2014. № 2. С. 25–29. 4. Наумов Д. О состоянии российского рыбопромыслового флота и промыслового судостроения // Fishnews – Дайджест. Владивосток, 2013. № 7. С. 10–13. 5. Разработка программных предложений по интеграционному развитию береговой рыбопереработки и промысловой деятельности на Северном бассейне : отчет о НИР / Институт экономических проблем КНЦ РАН ; науч. рук. и отв. исполн. Куранов Ю. Ф. Апатиты, 2014. 59 с. № ГР 01201359577. Инв. № 3. References 1. Vasilev A. M., Zatheeva V. A. Faktory, formiruyuschie effektivnuyu deyatelnost okeanicheskogo promyslovogo flota v tselyah povysheniya ego konkurentosposobnosti [Factors forming the effective activity of the ocean fishing fleet in order to increase its competitiveness] // Rybnoe hozyaystvo. 2015. N 5. P. 3–9. 2. Zhuk A. P., Mizyurkin M. A. Sovremennaya struktura flota rybnoy promyshlennosti Rossii na Dalnevostochnom rybopromyshlennom basseyne [The modern structure of the fleet of the Russian fishing industry in the Far East fishery basin] // Rybnoe hozyaystvo. 2015. N 4. P. 49–55. 3. Bratuhin O. Neponimanie prichin obnovleniya flota – tormoz novogo oblika otrasli [Misunderstanding of the reasons for the fleet renewal is a brake on the new image of the industry] // Fishnews. 2014. N 2. P. 25–29. 4. Naumov D. O sostoyanii rossiyskogo rybopromyslovogo flota i promyslovogo sudostroeniya [On the state of the Russian fishing fleet and commercial shipbuilding] // Fishnews – Daydzhest. Vladivostok, 2013. N 7. P. 10–13. 5. Razrabotka programmnyh predlozheniy po integratsionnomu razvitiyu beregovoy rybopererabotki i promyslovoy deyatelnosti na Severnom basseyne [Development of programme proposals for the integration

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz