Вестник МГТУ. 2017, №4.

Куранов Ю. Ф. Тенденции развития и обновления рыболовного флота… 738 Доля судов в составе добывающего флота на Северном бассейне с периодом эксплуатации свыше 20 лет составляет 90,0 %, без учета малых и маломерных судов – 96,0 %. Устойчивый рост физического износа рыбопромыслового флота и приближение его к предельному уровню требуют активизации воспроизводственного процесса, реализации более кардинальных форм и методов обновления на основе строительства (приобретения) новых судов. По результатам заседания Государственного совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (19 октября 2015 г.) и принятых решений, вошедших в перечень поручений Президента РФ, были утверждены законодательные изменения по наделению пользователей квотируемыми ВБР 1 . Наиболее значимым в составе законодательных новаций стало выделение 20,0 % квот на поддержку инвестиционных проектов по строительству судов на отечественных предприятиях (до 15,0 % квот) и созданию новых рыбоперерабатывающих предприятий (до 5,0 % квот). Для Северного бассейна инвестиционные квоты предлагается выделять при строительстве всех групп промысловых судов, в том числе и крупнотоннажных длиной свыше 80 м. Правительством РФ утвержден перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых вводится квота на инвестиционные цели 2 . На Северном бассейне в их состав вошли треска, пикша и краб камчатский. Не вполне ясно, как будут осваивать на бассейне инвестквоты донного промысла крупнотоннажные суда, специализирующиеся на пелагическом промысле, и новые рыбоперерабатывающие предприятия. Отмечая положительную направленность принятой законодательной нормы по поддержке строительства судов в России, следует упомянуть о сложности ее реализации для среднетоннажных судов. Изменчивость сырьевой базы в кратко- и среднесрочных периодах не позволит установить объективные объемы ресурсной поддержки. Эти объемы будут завышены или занижены. Законодательством предусмотрено наделение инвестквотами на 15 лет. Вместе с тем расчеты показывают, что в настоящее время период окупаемости новых судов на донном промысле при их полной загрузке не превышает 2,5–3 лет. Это подтверждает высокий уровень рентабельности проданных товаров по виду деятельности "рыболовство". Так, в целом по Мурманской области в 2015 г. производственная рентабельность составила 67,3 % 3 . В 2016 г. по предварительным данным она превысила 75,0 %. Более универсальным и прогнозируемым механизмом поддержки строительства судов на отечественных предприятиях на долгосрочную перспективу явилось бы, по нашему мнению, создание "Фонда инвестиционной поддержки строительства и модернизации судов". Формирование этого фонда возможно осуществлять как посредством реализации на аукционах выделяемых квот ресурсной поддержки судостроения (частично или в полном объеме), так и из средств федерального бюджета. Возможности обновления добывающего флота в значительной мере определяются направленностью государственной политики в сфере рыболовства. При избытке мощностей на донном промысле, его высокой эффективности приоритетом, с учетом перспектив дальнейшего развития рыболовства в Атлантике предприятий Северного и Западного бассейнов, становится поддержка более капиталоемких и менее эффективных судов пелагического промысла. В целях достижения сбалансированности между объемом доступных промысловых биоресурсов и добывающими мощностями флота предприятия самостоятельно принимают решения о строительстве новых промысловых судов под собственные объемы квот. Численность предприятий с объемами квот менее 3000,0 т, обеспечивающих с учетом выросшей производительности промысла не более 70,0 % годовой загрузки одного серийного среднетоннажного судна, снижается. Удельный вес этих предприятий в общем объеме осваиваемых ресурсов (треска и пикша) в последние годы находится на уровне 15,0–16,0 %. Часть предприятий с малыми объемами квот объединяют их для полной загрузки судов, находящихся в совместной собственности (характерно для сельскохозяйственных кооперативов поморских поселений Архангельской области и Ненецкого автономного округа). Положительным примером в этом отношении стало строительство группой предприятий в НАО (2016 г.) среднетоннажного судна "Печора" и списание трех устаревших. Альтернативным вариантом для предприятий с незначительными сырьевыми ресурсами может стать строительство маломерных судов-свежьевиков. Это обусловлено необходимостью корректировки сложившейся на Северном бассейне ситуации в прибрежном рыболовстве, которое по своим объемам незначительно и базируется на двухвидовом промысле 1 О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : федер. закон Рос. Федерации от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.). URL: http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-20.12.2004-N-166-FZ/. 2 Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова), в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов), а также выделена квота на инвестиционные цели : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 20 апреля 2017 г. № 764-р. URL: http://rulaws.ru/goverment/ Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-20.04.2017-N-764-r/. 3 Рыбохозяйственный комплекс Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области / Мурманскстат, 2016. С. 40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz