Вестник МГТУ. 2017, №4.

Куранов Ю. Ф. Тенденции развития и обновления рыболовного флота… 736 управления технологическими процессами и уровню механизации труда, скорости хода и общей энерговооруженности) превосходили те, которые использовались на бассейне. С середины 1990-х гг. на Северном бассейне было построено 22 судна (в том числе после закрепления квот за предприятиями на длительный период в 2003 г. – 5 единиц). Из них в России – 4 малых судна и 3 корпуса для средних судов. Из этих судов на бассейне осталось 17 единиц (табл. 2). Таблица 2. Количественные изменения в составе новых и приобретенных за рубежом промысловых судов предприятиями Северного бассейна Table 2. The quantitative changes in new and acquired abroad fishing vessels of the Northern Basin Группы и типы судов Количество судов, ед. 2000 г. 2006 г. 2013 г. 2016 г. 1. Всего судов 46 70 68 86 1.1. Суда, построенные после 1995 г. 9 16 12 17 1.1.1. Крупные – – – 1 1.1.2. Средние 9 12 8 11 1.1.3. Маломерные – 4 4 4 1.2. Суда (бывшие в эксплуатации), приобретенные за рубежом 37 54 56 69 1.2.1. Большие – – 5 6 1.2.2. Средние 37 54 41 52 1.2.3. Малые – – 10 11 Источник: ФГБУ "Администрация морского порта Мурманск" и ФГБУ "Администрация Мурманского морского рыбного порта". Процессы модернизации и обновления в составе флота привели к структурным изменениям в использовании различных групп судов, прежде всего на донном промысле. Устойчиво возрастает освоение донных видов рыб более эффективными (на данный момент) судами, поступившими на бассейн после 1995 г. В целом эти суда (маломерные, средние, большие) осваивают в Северо-Восточной Атлантике (СВА) более чем две трети донных видов рыб (в 2016 г. – 71,0 %). Использование более производительных судов и улучшение с 2009 г. промысловой обстановки (повышение производительности по всем группам и типам судов) позволяют снижать общие промысловые усилия при освоении возросшей ресурсной базы донных видов рыб. Так, в 2016 г. по отношению к 2008 г. общее количество используемых судов на промысле уменьшилось на 105 ед. (на 41,0 %). При этом общие объемы вылова увеличились почти в два раза (на 92,0 %). При освоении пелагических и донных водных биоресурсов Северной Атлантики превалируют траловые орудия лова: на донном промысле – до 90,0 %, на пелагическом – 100,0 %. В 90-е гг. XX в. росли объемы ярусного промысла, его основу составляли неквотируемые объекты (зубатка). К 2002 г. численность ярусников возросла до 22 единиц, а их вылов достиг максимального уровня (29,9 тыс. т, 10,5 % общего вылова). В последующем численность судов данного типа снижалась, объемы ярусного промысла и его значимость в общем вылове сокращались (до 4,5–7,0 %). Показатели использования драг и ловушек определялись объемами вылова морского гребешка и крабов и не превышали 3,5 %. На траловом промысле донных биоресурсов превалируют средние суда. В последние годы (2012–2016 гг.) их доля повысилась с 87,5 до 91,0 %. Значимость больших судов незначительна, в этот период она снизилась с 5,5 до 2,4 %, удельный вес малых и маломерных судов изменялся в пределах 6,5–7,0 %. На пелагическом промысле основная часть вылова (до 90,0 %) осваивается большими и крупными судами, средними судами – 10,0–11,0 %, преимущественно на пелагическом промысле окуня. В конце прошлого и начале нынешнего веков (1999–2005 гг.) на бассейне использовались сейнер- траулеры с наливными (RSW) танками, взятые предприятиями в аренду в ряде западных стран (максимальное количество – 7 единиц) на условиях "бербоут-чартера". Эти суда облавливали кошельковыми неводами преимущественно мойву и сельдь. После введения моратория на промысел мойвы (2003 г.) использование сейнер-траулеров снизилось, они были возвращены их собственникам, последнее судно ушло в 2005 г. В настоящее время на бассейне имеется лишь одно судно такого типа. Рекомендованный объем вылова водных биоресурсов в Северной Атлантике устойчиво находится в пределах 1,0–1,1 млн т, фактический вылов составляет 85,0–90,0 %. Недоосваиваются в основном пелагические объекты промысла (мойва, сайка и др.). Это происходит по причинам биологического и организационного характера, конъюнктуры внутреннего рынка и, в значительной степени, отсутствия эффективных специализированных судов, прежде всего для пелагического промысла. Основную часть пищевой продукции (с учетом консервов), вырабатываемую на судах в рассматриваемый период, составляла мороженая рыбопродукция. Однако ее доля снижалась: с 87,0 % в 2005–2008 гг. до 81,0 % в 2014 г. Это обусловлено, как показано выше, увеличением в структуре общего вылова донных объектов промысла, которые как минимум проходят первичную обработку. Второй момент связан с положительной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz