Вестник МГТУ. 2017, №4.
Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 4. С. 734–741. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-4-734-741 735 Материалы и методы В работе использованы функциональный анализ, а также статистические методы исследования производственно-экономических процессов. Исследования проводились на основе фактологического материала и информации, предоставленной ФГБУ "Администрация морского порта Мурманск", ФГБУ "Администрация Мурманского морского рыбного порта", ФГБУ "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии" ("ПИНРО"), Мурманским филиалом ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" (Мурманский филиал ФГБУ ЦСМС) за период 1990–2016 гг. Результаты и обсуждение Формирование (количественное и структурное) и обновление рыбопромыслового флота Северного бассейна с начала 90-х годов прошлого века происходили под воздействием: – изменения используемой сырьевой базы; – трансформации экономических отношений; – институциональных и нормативно-правовых преобразований. Прекращение экспедиционного промысла повлекло за собой уход флота из дальних районов Атлантики и Тихого океана и концентрацию судов в Северной Атлантике. Это привело к значительному превышению добывающих мощностей группы больших и крупных судов над доступными водными биоресурсами пелагического промысла, что обусловило их массовое выбытие (продажу, утилизацию). Вместе с этим неконтролируемый и неуправляемый до середины 90-х годов XX в. процесс пополнения флота средними судами, прежде всего на новых предприятиях, предопределил сложившееся в итоге превышение (в 2–3 раза) излишних мощностей и на донном промысле. Ниже приведены изменения в составе добывающих судов Северного бассейна (табл. 1). Таблица 1. Структурные и количественные изменения в составе промыслового флота Северного бассейна Table 1. The structural and quantitative changes in the fishing fleet of the Northern Basin Группы и типы судов Количество судов (на начало года), ед. 1990 2000 2006 2013 2016 1. Крупные 25 22 15 13 11 2. Большие 158 50 30 15 9 3. Средние 221 326 245 157 143 3.1. Суда серийные (построенные до 1995 г.) 221 280 179 108 80 3.1.1. Рефрижераторные траулеры 103 87 21 11 3 4. Малые и маломерные (суда мощностью свыше 55,0 кВт) 12 33 70 83 71 5. Всего 416 423 360 268 234 Источник: ФГБУ "Администрация морского порта Мурманск" и ФГБУ "Администрация Мурманского морского рыбного порта". Институциональные изменения законодательных принципов доступа промысловых предприятий к водным биологическим ресурсам для их освоения, закрепление за хозяйствующими субъектами (с 2004 г.) долями квотируемых объектов промысла на пятилетний, а в последующем – на десятилетний период стимулировали списание (продажу, утилизацию) излишних добывающих судов, в наибольшей степени – среднетоннажных. Увеличение на порядок с 2004 г. объемов прибрежной квоты повлекло за собой рост численности малых и маломерных судов. В рассматриваемый период снижалась численность рефрижераторных судов. Первоначально это происходило за счет их переоборудования в морозильные, в дальнейшем (после 2000 г.) – за счет выбытия. С конца 90-х годов XX в. обновление и развитие флота все в большей степени адаптировалось к требованиям рыночных преобразований, осуществлению хозяйственной деятельности на наиболее ликвидных промысловых объектах в пределах Северной Атлантики. Наиболее разнообразные модернизационные и структурные изменения происходили в группе среднетоннажных судов. Для удовлетворения международных требований к стандартам качества модернизировались рыбофабрики с заменой технологического оборудования по выпуску продукции. Выполнялись массовые работы по увеличению трюмов и мощностей по заморозке рыбопродукции, переоборудованию траловых судов в ярусники и краболовы. Устойчивый рост затрат на судовое топливо (увеличение цен и прекращение дотационных выплат) стимулировал осуществление мероприятий по энергосбережению, модернизации силовых установок. На Северном бассейне с середины 1990-х гг. как одно из существенных направлений обновления флота приобретались суда, бывшие в эксплуатации, преимущественно из западных стран с развитым рыболовством. Эти суда, регулярно проходившие модернизацию и инновационные ремонты, по своим параметрам (поисковому и навигационному оборудованию, промысловой производительности, автоматизации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz