Вестник МГТУ. 2017, №4.
Куранов Ю. Ф. Тенденции развития и обновления рыболовного флота… 734 УДК 639.2.052.3/639.2.06 Ю. Ф. Куранов Тенденции развития и обновления рыболовного флота на Северном бассейне Практика и необходимость формирования и обновления производственного аппарата рыбной отрасли оказывают все большее влияние на результаты деятельности рыбохозяйственного комплекса и становятся определяющими при рассмотрении перспектив его развития на инновационной основе. В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития добывающего флота Северного бассейна, его производственные возможности в освоении доступных биоресурсов, необходимость и перспективы обновления. В процессе исследования показано действие основных факторов, определяющих формирование количественного и структурного состава промыслового флота. Наиболее устойчивое и долговременное влияние оказывает состояние промысловых запасов водных биоресурсов, их изменчивость под воздействием природных факторов и антропогенной нагрузки. Вторым по значимости фактором является наличие институциональных изменений. Первоначально, в начале 90-х годов прошлого века, это было связано с трансформацией экономических отношений, в дальнейшем – с институциональными изменениями законодательно утвержденных принципов наделения промысловых предприятий правом доступа к водным биологическим ресурсам для их освоения. Приведены данные по адаптации производственных мощностей флота к специализации промысловой деятельности, направлениям модернизации и переоборудования, строительству новых судов, приобретению бывших в эксплуатации судов в странах с развитым рыболовством. Эти изменения, произошедшие за рассматриваемый период, в целом снизили производственный потенциал флота, повысив его качественные показатели (производительность, глубину переработки сырья в море). Вместе с тем отмеченные положительные тенденции сопровождались увеличением показателей старения по всем группам и типам судов. Обоснованы институциональные и экономические инструменты поддержки и стимулирования строительства новых промысловых судов. На данный момент на Северном бассейне приоритетным направлением поддержки должно стать, по мнению автора, строительство судов пелагического промысла и судов-прибрежников (траулеры-свежьевики). Последнее наиболее актуально для Мурманской области и связано с развитием береговой инфраструктуры, обеспечением населения и береговых рыбоперерабатывающих предприятий качественной охлажденной рыбопродукцией. Ключевые слова: Северный бассейн, промысловый флот, обновление, вылов, водные биологические ресурсы, инвестиционные квоты, институциональные и экономические инструменты. Введение Необходимость обновления производственно-технической базы предприятий рыбной отрасли, и прежде всего промыслового флота, оказывает все большее влияние на функционирование рыбохозяйственного комплекса в целом и на бассейновых уровнях, становится важнейшим необходимым условием при оценке перспектив его развития и конкурентоспособности на международном уровне. Обновление промыслового флота предприятий Северного бассейна необходимо сопрягать с приведением его суммарных мощностей с доступной сырьевой базой и потенциальными возможностями ее расширения. Сложившемуся на бассейне превышению промысловых мощностей на донном промысле способствовала первоначальная система распределения квот между многочисленными пользователями в соответствии с судовыми мощностями, находящимися в их собственности. Впоследствии с закреплением долей квот за предприятиями сложившиеся диспропорции снизились, но требуется дальнейшая корректировка. Это преимущественно относится к пользователям с незначительными объемами квотируемых сырьевых ресурсов. На Северном бассейне устойчиво наблюдается недолов малорентабельных промысловых объектов, прежде всего пелагического промысла. Связано это, помимо влияния организационных и биологических факторов, с отсутствием на бассейне специализированных и высокопроизводительных судов, в частности сейнер-траулеров для кошелькового лова. Возможности обновления добывающего флота, интенсивность и формы реализации этого многостороннего процесса определяются действующей нормативно-правовой базой, доступностью внешних источников финансирования и, в значительной мере, направленностью государственной политики в сфере рыболовства. В статье предлагаются меры, дополняющие и корректирующие действующие положения по поддержке и стимулированию обновления добывающего флота. Актуальность рассматриваемой темы подтверждается значительным количеством публикаций по обновлению промыслового флота, среди которых можно выделить статьи Васильева А. М., Жука А. П., Мизюркина М. А., Братухина О., Наумова Д. и др. [1–4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz