Вестник МГТУ. 2017, №4.

Дымов И. С. и др. Автоматизированная система предупреждения… 660 Таблица 1. Способы предупреждения засыпания водителя за рулем Table 1. The warning methods against driver falling asleep in-traffic Компания- производитель Принцип работы устройства Toyota Мониторинг положения глазных яблок и частоты колебаний век водителя через бортовой компьютер и камеры General Motors Контроль с помощью камер-детекторов движения, фиксирующих изменение положения головы и слипание глаз водителя Volvo Идентификации состояния водителя за счет отслеживания движения глаз с помощью находящихся в кабине автомобиля инфракрасных датчиков Таблица 2. Оборудование для предупреждения засыпания водителя за рулем Table 2. The warning devices against driver falling asleep in-traffic Название Принцип работы Недостатки Vigo Отслеживание закономерности и частоты движения глаз, а также их моргания при использовании инфракрасных сенсоров и акселерометра Необходимость наличия отдельного Bluetooth-устройства передачи данных, которое не входит в базовый комплект StopSleep Непрерывное измерение проводимости кожи водителя на пальцах руки Ограничение движения пальцев руки в связи со спецификой ношения устройства на двух пальцах. Неудобство вождения ТС с механической коробкой переключения передач VIGITON Непрерывный контроль физиологического состояния водителя. Производит оповещение других участников движения о том, что ТС неуправляемо – включение внешних аварийных световых и звуковых сигналов Большие массогабаритные показатели. Необходимость установки до 7 взаимосвязанных устройств непосредственно перед водителем, что очевидно будет ограничивать обзор дороги Antisleep Реагирование на наклон головы вниз Трудности настройки начального уровня наклона из-за отличий в конструкциях кузовов различных ТС. Отсутствие срабатываний на боковые наклоны головы Avita "Антисон" Прослушивание и определение ритмов сердечных сокращений Крайне низкое время работы без дополнительной подзарядки Принцип работы присутствующих на рынке технологий имеет схожий характер – мониторинг физического состояния водителя, выявление отклонения от параметров нормального состояния и предупреждение [5; 6]. Однако при использовании рассмотренных вариантов не все приборы способны с высокой точностью определить состояние водителя и отреагировать заблаговременно. Но главным недостатком является необходимость того, что водитель обязан каждый раз надевать на себя перед выездом тот или иной прибор. Присутствие человеческого фактора, оказывающего влияние на оборудование подобного рода, отрицательно сказывается на работе системы предупреждения в целом. Результаты и обсуждение Система с применением датчиков, контролирующих состояние водителя В целях устранения недостатков существующих аналогов и повышения безопасности участников движения за счет рациональности и доступности систем автоматического определения засыпания водителей авторами проведена проектно-исследовательская работа по созданию собственной системы идентификации и оповещения. Разработанный способ контроля состояния водителя заключается в том, что автоматизированная система осуществляет непрерывный мониторинг физиологического состояния водителя, ориентируясь на сигналы, которые поступают с расположенных внутри салона ТС датчиков (рис. 1). В качестве устройств идентификации состояния водителя используется набор датчиков: датчик пульса, датчик температуры и датчик давления рук на руль. Все указанные средства измерения расположены на оплетке рулевого колеса ТС. Сигналы обратных связей состояния водителя поступают в систему управления, где анализируются. На основании этого принимается решение о необходимости подачи предупреждающего светового и звукового сигналов. Следует отметить, что рассмотренная система, по мнению авторов, предпочтительна для практической реализации, поскольку сочетает в себе свойства эффективной работы с невысокой стоимостью, в сравнении с существующими аналогами. Именно этот конструктивный подход авторский коллектив предполагает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz