Вестник МГТУ. 2017, №4.
Сергеев К. О. и др. Особенности безразборной диагностики… 688 используемых в качестве диагностических признаков для определения износа шестерен, и ниже частот, возбуждаемых кавитацией. 4. Узкополосный спектр виброскорости насоса при различных температурах значительных отличий не имеет (рис. 10). Также незначительно отличаются друг от друга спектры огибающей высокочастотной компоненты сигналов (центральная частота третьоктавного фильтра – 8 кГц) (рис. 11). 5. Сравнение узкополосного спектра виброскорости и спектра огибающей (рис. 10, 11) показывает их одинаковую информативность: оба спектра содержат и роторные, и зубцовые гармоники, т. е. все диагностические признаки для определения вида дефекта. Аналогичный результат получается и для спектра винтового насоса. Заключение Норма вибрации насосов, приводимая в правилах РМРС 4 при диагностике технического состояния шестеренных и винтовых насосов, может использоваться только с учетом влияния температуры и давления перекачиваемой среды. Применяемое нормирование не позволяет с необходимой точностью определить причину превышения вибрации насоса, так как оно построено для третьоктавного спектра и не обладает необходимой избирательностью. Применяемое нормирование не позволяет определить наличие кавитации, которая может приводить к разрушению рабочих органов насоса. Частоты, генерируемые при кавитации, находятся значительно выше нормируемого диапазона. При диагностике технического состояния насоса может использоваться узкополосный спектр виброскорости, так как на частотный состав вибросигнала давление и температура перекачиваемой среды не оказывают существенного влияния. При этом за диагностические параметры принимаются характерные частоты (роторные, зубцовые), их модуляция, высшие и субгармоники. Бóльшее значение для определения дефекта имеет присутствие высших гармоник, наличие и вид модуляции, чем амплитуда отдельных дискретных составляющих, которая зависит от температуры перекачиваемой среды. При диагностике технического состояния насоса может использоваться сигнал виброускорения в диапазоне частот до 10 кГц. Виброускорение в указанном диапазоне позволяет использовать для диагностики огибающую высокочастотной компоненты сигнала, кроме того, по сигналу виброускорения возможно определить наличие кавитации в насосе. На первичном этапе диагностики возможно использование третьоктавного спектра виброускорения в диапазоне до 5 кГц с последующим уточнением по спектру огибающей или узкополосному спектру виброскорости. Огибающая также применяется и для диагностики подшипников качения насоса и электродвигателя. Библиографический список 1. Жуков А. С., Сергеев К. О. Проблемы перевода редукторов дизель-редукторных агрегатов на ремонт по состоянию // Эксплуатация морского транспорта. 2012. № 4 (7). С. 45–50. 2. Равин А. А., Хруцкий О. В. Прогнозирование технического состояния оборудования объектов морской техники и морской инфраструктуры // Региональная информатика : материалы XIV Санкт- Петербургской междунар. конф., Санкт-Петербург, 29 октября 2014 г. СПб., 2014. С. 465–466. 3. Барков А. В., Баркова Н. А., Азовцев А. Ю. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации. СПб. : Севзапучцентр, 2013. 158 с. 4. Hasanli Sh. M., Mehdizadeh R. N., Huseynov E. K. [et al.]. Vibro-acoustic diagnostics of rotary type machines and mechanisms // Second international conference on technical and physical problems in power engineering. Iran, University of Tabriz, 6–8 September. Tabriz, 2004. Р. 509. 5. Голуб Е. С., Мадорский Е. З., Розенберг Г. Ш. Диагностирование судовых технических средств. М. : Транспорт, 1993. 150 с. 6. Bently D. E., Zimmer S., Palatier G. Е. [et al.]. Interpreting vibration information from rotating machinery // Noise and vibration control worldwide. 1986. June–July. P. 202–209. References 1. Zhukov A. S., Sergeev K. O. Problemy perevoda reduktorov dizel-reduktornyh agregatov na remont po sostoyaniyu [The problems of transferring reductors of diesel-reducer units for repair according to their state] // Ekspluatatsiya morskogo transporta. 2012. N 4 (7). P. 45–50. 2. Ravin A. A., Hrutskiy O. V. Prognozirovanie tehnicheskogo sostoyaniya oborudovaniya ob'ektov morskoy tehniki i morskoy infrastruktury [Forecasting the technical condition of equipment of marine objects' 4 Приложения к Руководству по техническому наблюдению за судами в эксплуатации. НД № 2-030101-009 / Рос. мор. регистр судоходства. СПб. : Рос. мор. регистр судоходства, 2017. 292 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz