Вестник МГТУ. 2017, №4.
Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 4. С. 665–672. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-4-665-672 665 УДК 629.5.06.001.2:621.643 Ж. В. Нго, К. Н. Сахно Расчетное определение компенсационных возможностей трасс трубопроводов судовых систем В статье рассматривается актуальная проблема повышения технологичности трубопроводов судовых систем на стадии проектирования. Представлены способы изготовления и монтажа судовых трубопроводов без снятия размеров по месту. В ходе экспериментального расчета определены цель, задачи и разработан план эксперимента, подготовлены необходимые исходные данные. Проведен экспериментальный расчет области компенсационных возможностей трасс трубопроводов судовых систем в четыре этапа: выбор трасс между двумя жестко фиксированными соединениями по чертежу и подготовка данных; определение расчетной области компенсационных возможностей трасс на основе теоретических положений в рамках гипотезы об использовании пар параллельных участков трасс для компенсации суммарных отклонений; определение пригоняемого участка с назначаемым припуском; корректировка чертежей посредством изменения размеров пригоняемых участков с припусками. В результате экспериментального расчета подтверждены теоретические прогнозы компенсационных возможностей трасс трубопроводов на этапе проектирования и концептуальные основы компенсации суммарных отклонений посредством перемещения трасс. Разработан алгоритм компенсации отклонений трасс трубопроводов с использованием взаимно параллельных участков с соединениями труб и дополнительными припусками. По результатам исследований созданы предпосылки для разработки методики повышения технологичности трубопроводов на стадии проектирования. Применительно к большему количеству трасс трубопроводов открывается возможность для замены забойных труб на пригоняемые трубы, гибка которых будет осуществляться по проектным размерам без уточнения по месту, способствуя сокращению сроков строительства объектов, сложных технологических комплексов, насыщенных трубопроводами. Ключевые слова: трубопроводы, проектирование, отклонение, область компенсации. Введение В работах [1–6] рассматривались и анализировались теоретические основы определения расчетной области компенсации и при необходимости пригоняемых участков с припусками на основе теоретических положений в рамках гипотезы о взаимосвязи конфигурации и компенсационных возможностей проектной трассировки трубопроводов 1 . Целью данной работы является подтверждение вышеизложенной гипотезы и проверка математических описаний компенсационных возможностей трасс трубопроводов. Основными задачами являются: 1) анализ трасс трубопроводов судовых систем; 2) определение компенсационных возможностей трасс трубопроводов и при необходимости пригоняемых участков с припусками пригоняемой трубы; предложение методов компенсации отклонений во всех направлениях. Материалы и методы Экспериментальный расчет проводился на заводе Damen-SongCam (Вьетнам) при проектировании трасс трубопроводов судовых систем на судах типа Damen Platform Supply Vessel 3300 CD (рис. 1). Рис. 1. Проект судов типа Damen Platform Supply Vessel 3300 CD Fig. 1. The project of vessels "Damen Platform Supply Vessel 3300 CD" 1 См.: ОСТ 5.95057-90. Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Типовой технологический процесс изготовления и монтажа трубопроводов. Л., 1990. 207 с. ; РД 5Р.0005-93. Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Требования к проектированию, изготовлению и монтажу труб по эскизам и чертежам с координатами трасс трубопроводов. СПб., 1993. 82 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz