Вестник МГТУ. 2017, №4.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 4. С. 742–754. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-4-742-754 751 Это позволит (при научно обоснованной стратегии с участием международных специалистов) иметь возможности для получения стабильных источников дохода в Арктике. При этом значительно снижаются риски, связанные с волатильностью цен на мировых рынках углеводородов. Масштабная реализация транспортно- транзитного потенциала обладает также мощным комплексом с формирующими и мультипликативными эффектами. Северный морской путь может стать стержнем арктической транспортной системы с примыкающими к нему железнодорожными и речными маршрутами, авиацией, автомобильными дорогами, а также береговой инфраструктурой [12; 13]. С целью эффективной эксплуатации этой уникальной транспортной артерии необходимо решение ряда вопросов: создание единой системы управления, совершенствование законодательства в части государственного регулирования и торгового мореплавания по трассам Северного морского пути, контроль ледовой проводки судов и т. д. Необходима современная сервисная инфраструктура, гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение, обеспечивающее безопасные условия судоходства в арктических морях [4; 12; 13]. Заключение Методология стратегического управления НГК, базирующаяся на совместном использовании процессного и проектного подходов, позволяет учитывать весь комплекс особенностей освоения Севера и рассматривать НГК как первый этап включения богатств Арктики на основе учета политических, экономических, социальных и экологических факторов. Для осуществления сбалансированного поступательного развития российского НГК при осуществлении стратегического управления необходимо выполнение ряда организационно-экономических мероприятий, реализуемых на различных уровнях стратегического управления. В последнее время государством совместно с бизнесом сделано немало шагов по формированию благоприятного инвестиционного климата для реализации арктических проектов. Вне всяких сомнений Арктика рассматривается не только как регион для восполнения ресурсной базы в отдаленном будущем, а как перспективное направление для ведения бизнеса. На уровне государства создан ряд институтов, которые эффективно работают с компаниями, продвигается ряд законодательных инициатив. Тем не менее существуют задачи, которые требуют своего решения на различных уровнях управления. Прежде всего, это уточнение законодательства по шельфу, повышение инвестиционной привлекательности проектов. Если посмотреть на мировой опыт, например в Норвегии, часть расходов на геологоразведку компенсируется за счет государства, что мотивирует компании на проведение большого объема разведочного бурения. Авторы считают наиболее актуальными задачами, требующими первоочередных решений, следующие: 1) устранение дублирующих функций партнеров при решении задач, связанных с транспортно- логистической инфраструктурой в Восточной Арктике; 2) продление действия льготного налогообложения проведения геологоразведочных работ и добычи на шельфе; 3) совершенствование таможенной политики в вопросах вывоза нефти с северных морских месторождений. Это общие задачи для партнерства государства, бизнеса и общества, решение которых позволит России эффективно осваивать арктические территории. Библиографический список 1. Фадеев А. М. Совершенствование экономических подходов к управлению освоением морских углеводородных месторождений Арктики = Improvement of economic approaches to the management of Arctic marine hydrocarbon fields development. Апатиты : КНЦ РАН, 2012. 269 с. 2. Smirnova N. V., Rudenko G. V. Priorities for improving taxation in oil industry in Russia // Indian Journal of Science and Technology. 2016. V. 9, N 19. P. 93–97. 3. Шишкин А. И. Природно-ресурсный потенциал арктического региона // Российская Арктика: современная парадигма развития : монография ; под ред. А. И. Татаркина. СПб. : Нестор-История, 2014. С. 223–288. 4. Фадеев А. М. Управление нефтегазовым комплексом нового добывающего региона при освоении морских углеводородных месторождений Арктики = Management of new production region's oil & gas complex at the development of Arctic marine hydrocarbon fields. Апатиты : КНЦ РАН, 2011. 98 с. 5. Lorange P. Corporate planning: an executive viewpoint. NY : Prentice Hall, 1980. P. 2. 6. Козлов А. В., Маркина Т. В. Эффективные стратегии и принятие решений в инновационном проектировании: теория и кейс-стади : монография. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2000. 214 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz