Вестник МГТУ. 2017, №4.

Фадеев А. М. и др. Особенности стратегического управления нефтегазовым комплексом… 750 Основные логистические вызовы, стоящие сегодня перед операторами шельфовых проектов в Арктике, разделяются на 3 группы (табл. 3). Таблица 3. Основные логистические вызовы при освоении месторождений Table 3. The main logistics challenges in developing fields Технические Экономические Организационные 1. Арктическая среда. 2. Чувствительная экосистема. 3. Вероятность появления айсбергов. 4. Удаленность от береговой линии 1. Жесткий график выполнения операций (организация работ во время "погодного окна"). 2. Выбор оптимальной схемы доставки персонала и грузов 1. Строгое соблюдение международных требований в области охраны труда и техники безопасности. 2. Вопросы безопасного движения транспорта. 3. Многонациональный коллектив При этом важнейшим элементом развития является новая береговая инфраструктура: база материального обеспечения, современные верфи для ремонта и строительства платформ, которые во многом определяют материалоемкость, наукоемкость всех арктических проектов [1]. Промышленной базой всех будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов Баренцево- Карского региона должен стать г. Мурманск (рис. 5) [11]. Рис. 5. Мурманский порт как промышленно-транспортный узел по освоению Арктики и доставке углеводородов к рынкам сбыта [1] Fig. 5. Murmansk port as an industrial and transportation hub of Arctic development and delivery of hydrocarbons to markets Это будет основой развития промышленных предприятий всего Северо-Запада России, аналогичное норвежскому Ставангеру и шотландскому Абердину в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря во второй половине прошлого столетия. Благодаря естественным природным предпосылкам и экономическому потенциалу современная Россия располагает возможностями для освоения Арктики и превращения г. Мурманск в конкурентоспособный транспортный и научный центр по освоению ресурсов Арктики. Незамерзающий порт г. Мурманск тесно связан с проводкой судов по Северному морскому пути на основе парка строящихся атомных ледоколов. Морские транспортные услуги могут превратиться в крупнейшую, после нефтегазового сырья, статью экспорта Арктической зоны Российской Федерации. Россия в стратегическом плане развития Арктики может позиционировать себя в качестве евразийского морского транспортного государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz