Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 3. С. 644–653. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-3-644-653 649 привлекло японский исследовательский институт "Номура". В ноябре 2014 г. разработчики представили проект по созданию рыбного кластера стоимостью 28 млн 325 тыс. руб. По проекту рыбопромышленный кластер Приморья должен включать производственные объекты по рыбопереработке, холодильные мощности, современный торговый центр, портовую и транспортную инфраструктуру, оснащенную самыми современными электронными технологиями. Предварительная стоимость очередной "стройки века" в Приморском крае порядка 39 млрд руб., из которых на долю бизнеса планируется 25 млрд руб. инвестиций [18]. Одной из главных проблем, с которой столкнется будущий рыбный кластер в Приморье, станет нехватка сырья по экономически приемлемым ценам для предприятий глубокой переработки. Обоснованным является мнение, что рыбодобытчики, плотно "сросшиеся" с бизнесом стран АТР и имеющие сильное лобби в органах власти, просто так не расстанутся с валютными доходами и долгосрочными контрактами с иностранцами [19]. Создание рыбного кластера в Приморье в таком виде, как это предлагалось авторами проекта, осложнено рядом обстоятельств. По мнению генерального директора ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" А. Шевченко, существующие на сегодняшний день в Приморье мощности по перевалке рыбы вполне справляются с имеющимся грузопотоком и обладают потенциалом для расширения [20]. Поэтому проект рыбного кластера Приморья, который несколько последних лет разрабатывал японский институт "Номура" совместно с приморскими отраслевыми институтами, не будет реализован. По поручению президента РФ Росрыболовство разработало альтернативный проект дальневосточного рыбопромышленного кластера. В Дальневосточном федеральном округе сформируются четыре региональных кластера – Камчатский, Сахалинский, Курильский и Приморский. Согласно новой концепции, основные приморские мощности кластера будут располагаться во Владивостоке и его окрестностях, а не в бухте Суходол рядом с угольным причалом, как предполагалось проектом рыбного кластера института "Номура". Изменилась и финансовая модель кластера: создавать его планируют в основном за счет инвесторов с минимальной господдержкой [21]. По нашему мнению, в проект рыбного кластера необходимо включить в качестве инвесторов на договорной основе рыбодобывающие предприятия и специализированные финансовые институты. Это необходимые компоненты для эффективного функционирования кластера. В рыбном хозяйстве инвестиционные потоки, кредитные схемы и финансовые продукты имеют отраслевую специфику. Важнейшим условием экономической интеграции предприятий рыбного хозяйства должно стать создание целостного цикла работы предприятий по схеме "кредитование – инвестиции – добыча – переработка – реализация готовой продукции". Одновременно такое организационное образование в форме кластера должно включать научное, кадровое, техническое и др. обеспечение. На федеральном уровне следует реализовать меры, предлагавшиеся бывшим руководителем Росрыболовства А. Крайним [22] и другими авторами, по расширению полномочий Агентства по рыболовству в области управления и координации деятельности организаций, осуществляющих добычу, переработку гидробионтов, хранение и транспортировку рыбной продукции, внешнюю и внутреннюю торговлю, судостроение и судоремонт. Управление рыбохозяйственным комплексом должно осуществляться на основе биоэкономической концепции рационального использования ВБР [15], сущность которой как в биологическом, так и в экономическом смысле сводится к сохранению ВБР и одновременно получению максимального выхода готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости. Это предполагает комплексное использование биоресурсов, запрет выбросов "нецелевых" объектов лова, утилизацию отходов в качестве вторичного сырья, использование безотходных биотехнологий. Для этого необходимо за счет организационного потенциала создаваемых кластерных структур использовать имеющиеся инновационные технологии (судовые рыбомучные установки, технологии глубокой переработки ВБР, биоразлагаемые рыболовные сети и др.), а также повышать инновационную активность научно-исследовательских институтов Росрыболовства. Кроме того, следует заметить, что ни на конференциях, ни в СМИ не обсуждается вопрос о корпоративной социальной ответственности рыбацких бизнес-сообществ. Кодекс ведения ответственного рыболовства относится к числу важных нормативных документов организационно-экономического механизма. Он должен стать действенным инструментом новой парадигмы развития рыбного хозяйства [23]. Таким образом, в структуру организационно-экономического механизма рационального использования ВБР необходимо включить ряд действенных инструментов. 1. Разработка программы инновационного развития рыбохозяйственного комплекса. 2. Разработка календарной программы обновления промыслового флота на основе заявок рыбодобывающих компаний и квот господдержки судостроения Росрыболовством и Объединенной судостроительной корпорацией. 3. Установка обоснованных дифференцированных ставок рентных платежей за использование ВБР (их оплата из прибыли, а не списывание на себестоимость, как происходит в настоящее время).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz