Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.

Столбов А. Г. Формирование организационно-экономического механизма… 648 районах лова, но возражают против платности ВБР, ссылаясь на то, что, например, в Норвегии "отсутствует плата за ресурсы". В Норвегии государство сохранило за собой не только контроль над процедурой распределения квот и контроль над ценами, но и контроль внешней торговли и потоков финансовых ресурсов в отрасли. По норвежскому законодательству государство регулирует среднюю норму прибыли и за счет этого изымает промысловую ренту. Государство получает ее в свое распоряжение на последующих переделах: при переработке рыбы, продаже ее на экспорт и в розничной сети – за счет налогов. Добавленная стоимость и уровень оплаты труда на этих переделах достаточно велики, налоговые ставки находятся на среднемировом уровне [15, с. 179–181]. В России плата за ВБР взимается за "ресурсы в воде", т. е. до их вылова. При надлежащем контроле над работой рыболовных судов можно установить плату за объем выловленных ВБР, но очень важно, чтобы рентные платежи предприятие уплачивало за счет прибыли, а не относило их на себестоимость, как это разрешено сейчас, что ведет к удорожанию продукции. В период перехода мировой экономики к новому технологическому укладу большое значение приобретает инновационное направление развития рыбного хозяйства. В утвержденной госпрограмме "Развитие рыбохозяйственного комплекса" практически отсутствуют меры по внедрению инновационных технологий в работу предприятий рыбной отрасли. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разработать отдельную государственную программу инновационного развития рыбохозяйственного комплекса. Генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб уверен, что современный (инновационный) способ вылова живой рыбы дает экономический эффект в восемь-десять раз больше, чем традиционные технологии лова [16]. Мурманский рыбокомбинат специализируется на приемке и переработке живой рыбы с наливных судов, которые приходят напрямую с промысла. В России метод ловли живой рыбы из-за технической отсталости судов почти не используется – по современной технологии работают лишь два судна. С одним из них, "Лазурным" компании "Айсберг-Норд", рыбокомбинат активно сотрудничает. Интерес к более современным способам вылова и переработки рыбы и морепродуктов оправдан с экономической точки зрения. "Представьте себе классическое российское рыбацкое судно. Как правило, оно имеет сто человек экипажа и за сутки осваивает сто тонн рыбы. Рыбу ловят по старинке, тралом – тянут сеть по дну. Затем на судне рыбу шкерят – потрошат, отходы выбрасывают за борт, и в замороженном виде сырье поступает на берег. Норвежцы работают совершенно иначе. Там судно с экипажем пять-восемь человек принимает до 600 т рыбы. Они по спутникам определяют, где находится косяк, охватывают его длинной сетью, а затем с помощью специальных насосов закачивают рыбу на борт. Причем борт у судна не обычный, а в виде RSW-танков – это своего рода большие аквариумы, в них циркулирует вода, подается воздух. В результате рыба на берег приходит живая, более качественная. Себестоимость вылова рыбы у норвежцев в восемь-десять раз ниже, чем у российских рыбаков" [16]. До настоящего времени Михаил Зуб работал с норвежцами, закупая у них живую рыбу. Сейчас, после введения эмбарго на продукцию из Норвегии, производственная работа предприятия остановлена – работники поддерживают лишь техническое оборудование комбинатов. По такой инновационной технологии с гидроканалом работают 12 судов ООО "Морфиш" в Калининградской области [17], опыт которых заслуживает распространения. В ближайшем будущем, после выделения квот на строительство рыболовных судов, начнется интенсивное обновление рыболовного флота. Необходимо обоснованно подойти к выбору проектов судов и типа силовых установок, чтобы снизить энергозатраты на добычу ВБР. В настоящее время удельный расход топлива на российских рыболовных траулерах в два раза выше, чем на норвежских. Необходимо расширять использование "экологически чистых" технологий промысла (ярусный, сетной, сюрреводный лов), а также внедрять инновационные проекты в рыбопереработку, что позволит повысить качество рыбной продукции. В настоящее время на судах научных организаций проводится опытная эксплуатация программно- технического комплекса "Электронный промысловый журнал", который обеспечивает ведение промыслового журнала в электронном виде, а также автоматическое формирование установленной промысловой отчетности и ее представление в Росрыболовство. По мнению руководителя Росрыболовства, введение электронного промыслового журнала в практическую деятельность будет способствовать снижению проблем, связанных с ННН-промыслом [4]. После развала и раздробленности рыбного хозяйства в 90-е годы XX в. настала пора повысить организационный уровень управления отраслью за счет интеграции и создания инновационно-технологических структур в форме производственных кластеров. На различных форумах и в прессе два года обсуждалась идея создания грандиозного рыбного кластера в Приморье. К разработке проекта кластера АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz