Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 3. С. 644–653. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-3-644-653 647 Организационно-экономический механизм включает три группы инструментов: 1. Нормативно-правовая база – устанавливает условия хозяйственной деятельности (Закон "О рыболовстве", государственные программы и др. нормативные акты, Кодекс ведения ответственного рыболовства). 2. Экономические инструменты – косвенные методы воздействия на принятие управленческих решений (налоги, инвестиции, рентные платежи, цены, прибыль, наценки, кредиты, дотации). 3. Организационные инструменты управления – инструменты прямого воздействия на принятие управленческих решений (ФАР, территориальные органы управления, оргструктуры предприятий, кластеры). Организационные и экономические инструменты должны быть взаимосогласованы между собой. Между ними устанавливаются прямые и обратные связи. Механизм будет действовать в направлении достижения цели только в том случае, если исполнение норм прямого действия сопровождается экономическими стимулами и сохраняется баланс интересов участников хозяйственной деятельности. Так, для решения проблемы снижения цен на рыбную продукцию можно сократить число посредников, установить предельные торговые наценки, вести борьбу с монополизмом, но этого недостаточно. В условиях рынка необходимо увеличить предложение рыбной продукции. Это значит, необходимо не только наращивать вылов, потенциал которого ограничен ОДУ 3 , но и стимулировать сокращение экспорта и, особенно, развивать аквакультуру. Предприятия рыбного хозяйства должны использовать высокотехнологичный флот, рыбоперерабатывающее оборудование и рационально, комплексно использовать ВБР для повышения производительности и снижения себестоимости. Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" является основополагающим нормативным документом для рыбохозяйственного комплекса. Он содержит комплекс регулирующих организационных, экономических и этических норм и инструментов, но требует доработки. В настоящее время многие владельцы рыболовных предприятий стремятся узаконить право на бесплатную добычу биоресурсов, не принимая на себя никакой ответственности за конечное их использование и минимизируя отчисления в бюджет законными и незаконными способами. Например, выручка камчатского ОАО "Океанрыбфлот" по итогам 2013 г. составила 6,594 млрд руб., снизившись по сравнению с аналогичным показателем за 2012 г. на 14,1 %. При этом чистая прибыль компании, как следует из ее годовой финансовой отчетности, упала более чем в 69,2 раза – с 810,4 млн руб. до 11,7 млн руб. [11], что вызывает вопросы. В настоящее время законным является переход рыбодобывающих компаний на единый сельхозналог (ЕСХН). Применение налогового режима ЕСХН привело к существенному сокращению поступлений по налогу на прибыль и налогу на имущество. Как отметила И. Вансович на V научно-практической конференции Северного бассейна [12], "сегодня на рыбоперерабатывающие предприятия налоговики повесили обязанность платить налог на добавленную стоимость (НДС) вместо добывающих компаний, находящихся на ЕСХН". Добывающие компании получают ВБР в качестве сырья бесплатно или по льготным ставкам, следовательно, у них доля добавленной стоимости выше. Но они не платят НДС, а платят очень небольшой налог (ЕСХН), а рыбопереработчики вынуждены платить гораздо больше. В результате перерабатывающие компании не справляются с налоговой нагрузкой и "попадают" на штрафы. По этой причине шесть рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области находятся под угрозой банкротства. Выход здесь может быть только один: всех перевести на общую систему налогообложения. В соответствии с поручением президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета 19 октября 2015 г. налоговые льготы в рыбной отрасли существенно уменьшены с 1 января 2017 г. С учетом прогнозируемого объема денежной выручки по итогам 2015 г. (165–170 млрд руб.) и по итогам 2016 г. (178–180 млрд) налоговая нагрузка в 2017 г. составит 21,4–21,5 млрд руб. (12,6 % отраслевой выручки). Для предприятий, не имеющих статуса градо- и поселкообразующих, налоговая нагрузка возрастет в большей степени – до 14,5 % от выручки [13], что не является чрезмерным. При существующей системе налогообложения прибыль рыболовной отрасли за 2015 г. возросла почти втрое. Доля организаций рыбной отрасли, получивших прибыль, составила 84 % против 77,7 % годом ранее. Общий сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений вырос в январе – ноябре 2015 г. на 48,6 % и составил 8 трлн 336,7 млрд руб. [14]. Перед Комиссией Правительства РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса стоит сложная задача по внесению изменений и дополнений в закон № 166-ФЗ на основе многочисленных, подчас противоречивых, предложений. Очень сложным является вопрос о платности ВБР. В теории известно [15] и практически понятно, что более продуктивные районы промысла дают возможность рыбодобывающим предприятиям получать более высокую прибыль. Рыбаки это прекрасно знают и стремятся реализовать свою квоту именно в таких 3 ОДУ – общий допустимый улов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz