Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.

Столбов А. Г. Формирование организационно-экономического механизма… 646 Экономическая эффективность рыбного хозяйства снижается. По данным Федеральной налоговой службы, объем налоговых поступлений с 2007 по 2014 гг. снизился в полтора раза. Как отметил Ю. Трутнев, "потери от рыбной отрасли в шесть раз больше, чем доходы" [7]. Потери возникают из-за расходов на возмещение НДС, льготных ставок на вылов ВБР, недополученных доходов из-за низкой степени переработки, строительства и модернизации флота на иностранных верфях. В целом потери, по оценкам экспертов, составляют около 30 млрд руб. В результате РФ занимает третье место в мире по объему экспорта, шестое – по объему вылова, 15-е – по стоимости экспорта. Медленно развивается в России аквакультура. В Китае в аквакультуре получают 60 млн т ВБР, в России – всего 160 тыс. т [4]. В рамках подпрограммы "Развитие аквакультуры" (в госпрограмме по развитию рыбохозяйственного комплекса) на 2017 г. выделено 372,5 млн руб. Одной из самых существенных негативных тенденций в рыбной отрасли является старение рыбопромыслового флота. Средний возраст рыболовных судов достигает 30 лет [4], что превосходит допустимые сроки эксплуатации. На заседании Госсовета основную дискуссию вызвали квоты господдержки. Представителей рыбной отрасли насторожили предложения Росрыболовства о выделении из общей базы 20 % квот под инвестиционные цели – развитие рыбопромыслового флота и переработки. Ведомство аргументировало это предложение плачевным состоянием рыболовного флота нашей страны [8]. Выделение и закрепление квот – самый болезненный вопрос. Держатели квот, или "рыбные короли", как называет их PrimaMedia [9], считают, что государству следует безо всяких условий закреплять квоты уже не на 10, а на 25 лет, в соответствии с так называемым "историческим" принципом. Согласно этому принципу квоты должны выделяться тем же владельцам, которые их получили ранее, невзирая на меняющиеся в реальной жизни условия. Поэтому владельцы квот ратуют за то, чтобы в распределении квот оставить "все как есть". Инициативы нынешних держателей квот на добычу водных биоресурсов России, "транслируемые" через ряд общественных организаций – таких как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), ВАРПЭ и Ассоциация добытчиков минтая, не находят поддержки в Росрыболовстве. Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отмечает, что «по результатам анализа практики правоприменения выявлены коллизии и противоречия порядка распределения прав на осуществление рыболовства, которые приводят к созданию "серых" посреднических схем и появлению "квотных рантье"» [9]. В результате срок закрепления квот был увеличен не до 25, а до 15 лет. По мнению квотодержателей, увеличение срока закрепления квот позволит привлечь в рыбную отрасль инвестиции для развития береговой переработки рыбы и обновления флота. В 2014 г. инвестиции в рыбном хозяйстве составили 7,5 % от оборота, в то время как в сельском и лесном хозяйстве – 26 % [4]. По нашему мнению, в качестве критерия для обоснования срока предоставления квот более объективным является не "исторический", а "инвестиционный принцип", связанный со сроком окупаемости инвестиций. Вложения в строительство серийных судов при нормальных условиях промысла окупаются за 7–8 лет. Следовательно, за этот срок инвестор получит необходимый объем инвестиций от реализации полученных квот. Значит, действующий срок предоставления квот на 10 лет является вполне приемлемым. Конечно, районы промысла различаются по продуктивности, и каждый инвестиционный проект должен иметь экономическое обоснование. Рыболовные компании Северного бассейна ведут промысел не только в ИЭЗ России, но и в районах Северной Атлантики и зонах юрисдикции других государств. Они находятся в условиях более жесткой конкуренции, чем рыболовные предприятия других бассейнов. Это не могло не сказаться на результатах работы. В 2015 г. вылов в Северном бассейне сократился, а в 2016 г. – увеличился всего на 8 тыс. т, или на 1,4 % и составил 567 тыс. т, тогда как общий вылов в России вырос на 5,6 % [1]. Это должно нацеливать региональные власти на поиск наиболее эффективных мер по повышению качества управления рыбной отраслью. Все перечисленные проблемы, состояние и перспективы развития рыбного хозяйства Северного бассейна обсуждались 19 января 2016 г. на научно-практической конференции в Мурманском государственном техническом университете. Открывая конференцию, первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин выразил надежду на то, что дискуссии в университетских аудиториях не будут сведены только к критике некоторых шагов федеральных властей в свете решения "рыбного" президиума Госсовета, а позволят выработать встречные предложения, направленные на развитие отрасли. Первый вице-губернатор подчеркнул, что сегодня цель у рыбаков и руководства области одна – вернуть Мурманску статус рыбной столицы, а нашей области – звание кормилицы страны [10]. Для реализации основных направлений государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса и выполнения поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета необходимо сформировать действенный организационно-экономический механизм рационального использования ВБР, другими словами, эффективную систему управления рыбным хозяйством.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz