Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.
Агарков С. А. и др. Проблемы формирования среды обитания рыбного хозяйства 640 реестре судов 25 погибли или были списаны после аварии, 41 судно пострадало в столкновениях, на девяти возникали крупные пожары. Еще девяти судам было запрещено плавать в водах Европы, так как они представляли угрозу другим судам и окружающей среде 17 . Конечно, существует ряд мер по борьбе с этим явлением, но как показывает практика, они не столь действенны, как хотелось бы. Зачастую сами моряки не раскрывают все проблемы, так как это может сказаться на их карьере. Существуют различные списки, которые составляются капитанами, куда заносятся моряки-бунтари. Устроиться потом на работу таким морякам практически невозможно 18 . Международная федерация транспортных рабочих (МФТ) проводит переговоры о заключении договоров с международными организациями, включая морских работодателей и крюинговые агентства с целью обеспечения минимальных стандартов и условий для больших групп моряков. Политика, принятая на конгрессе МФТ в 2010 г., обязывает членские профсоюзы обеспечивать всех моряков надлежащим представительством интересов и защитой. Они работают вместе, добиваясь распространения коллективных договоров на всех моряков, независимо от их национальности или страны происхождения. Также не стоит списывать со счетов тот факт, что изношенные суда, выходящее из строя оборудование требуют дополнительных физических сил, а главное знаний, которыми не всегда владеют новые специалисты. Следует отметить, что количество выпускаемых специалистов постоянно снижается (по сравнению с 2012/2013 уч. годом в 2013/2014 выпуск специалистов уменьшился на 9,3 %, в сравнении с 2009/2010 – на 29 %). Профессии моториста или матроса сейчас учат на многочисленных курсах и нередко выходит, что качество такого образования далеко от стандартов. В то же время профессионально подготовленные специалисты, имеющие все необходимые документы, оформленные в соответствии с международными требованиями, хорошо владеющие английским языком и обладающие опытом работы в море, очень востребованы за рубежом и вполне могут устроиться, например, в американскую или ирландскую компанию, где оплата труда даже превышает ставки, рекомендуемые МФТ 19 . В такой ситуации замены, главное, квалифицированной замены рыбаков на российских судах становится меньше и риски, которые связаны с формированием устойчивой среды обитания рыбного хозяйства, только возрастают. Количество выловленной рыбы, качество ее обработки, грамотная реализация продукции – все это зависит, прежде всего, от персонала. Если не будут созданы все условия для работы, не будут четко прописаны правила найма на работу в рыболовные компании, утверждены нормы и условия работы рыбаков, то дальнейшее развитие рыбного хозяйства ставится под угрозу. Для решения одной из немаловажных проблем в ходе формирования среды обитания следует разработать пакет документов и комплекс мер, учитывающий интересы всех участников рыбного хозяйства, которые в дальнейшем будут способствовать повышению конкурентоспособности российского рынка на международной арене. Таким образом, предлагаются следующие рекомендации: – создание экономически выгодных условий для судовладельцев в работе на внутреннем рынке; – совершенствование внутреннего законодательства, которое позволит сохранить баланс между интересами моряков и судовладельцев; – улучшение процесса взаимодействия между всеми субъектами рыбного хозяйства; – налаживание сотрудничества с компаниями на международной арене, позволяющее защищать компании и сотрудников за рубежом; – организация информационного ресурсообмена между всеми участниками рыбного хозяйства; – совершенствование системы безопасности при работе на судах; – организация системы мотивации и контроля на борту; – повышение качества подготовки и переподготовки кадров; – улучшение системы предоставления услуг по медицинскому обслуживанию как в море, так и на берегу; – совершенствование системы оплаты труда экипажа; – выделение достаточного количества отпускных дней, дающих возможность работнику восстановить здоровье; – разработка программ по социальной защите моряков и их семей; – организация досуга и создание комфортных условий для экипажа на борту; – внедрение системы коммуникации между работодателем и работниками, при этом больше уделять внимание такому процессу, как обратная связь. В ходе формирования среды обитания рыбного хозяйства все финансовые вложения следует рассматривать как инвестиции, которые при грамотном управлении дадут хорошие результаты как в социальной, экономической, так и в экологической сфере. 17 Работа моряков под "грязными" флагами [Электронный ресурс]. URL: http://seaman-sea.ru . 18 Анализ современного рынка труда моряков [Электронный ресурс]. URL: https://www.seajobs.ru/ru. 19 Официальная статистика: Мурманстат [Электронный ресурс]. URL: http://murmanskstat.gks.ru.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz