Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 3. С. 636–643. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-3-636-643 639 Хотя в последнее время в борьбе с ННН-промыслом 11 появились значительные перемены в лучшую сторону. Так, в 2010 г. РФ присоединилась к Соглашению ФАО ООН о мерах государства-порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла 12 . Особое внимание следует уделить такой проблеме, как работа под "удобным" флагом. "Удобный" флаг – это национальный флаг какой-либо небольшой, как правило, страны, под которым ходит судно, зарегистрированное в ней, хотя его владельцем является гражданин другого государства. Это флаг страны, которая за умеренную плату заносит в свой реестр суда, принадлежащие собственникам из других стран. "Удобный" флаг выгоден государству, которое его предоставляет, оно без больших затруднений получает доход в виде платы за регистрацию и иные услуги 13 . Многие государства "удобного" флага, обладающие самыми большими флотами в мире, не присоединились к Женевской конвенции ООН 1986 г. об условиях регистрации судов из-за несогласия с концепцией "реальной связи", провозглашенной статьей 5 Конвенции об открытом море 1958 г. и статьей 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Власти ряда государств "удобного" флага не контролируют выполнение требований безопасности плавания и предотвращения загрязнения на судах под их флагом. Некоторые из администраций могут выдать свидетельство о техническом состоянии судна, даже не производя физического контроля или закрывая глаза на технические недостатки в безопасности судна. Таким образом, может сложиться ситуация, когда при регистрации судна под "удобным" флагом документы могут быть в полном порядке, а техническое состояние судна – плачевным. Девять из десяти российских судов, включая принадлежащие государственным компаниям, ходят в море под иностранным флагом. Последствия такого положения дел – незащищенность моряков, быстрый износ судов и огромные потери для экономики страны. Еще хуже то, что российские суда и моряки лишаются поддержки со стороны государства. Ведь по международным законам оказать помощь попавшему в беду судну под иностранным флагом Россия не может. Максимум – консульская или гуманитарная помощь экипажу. Экономические споры тут должен решать арендатор судна или его владелец. Несмотря на обещания руководства Минтранса и Росморречфлота упростить регистрацию судов в России, ситуацию за последние 10 лет изменить так и не удалось 14 . Для отечественной экономики использование чужих флагов оборачивается более высокой стоимостью фрахта судов, а также отсутствием надлежащего технического обслуживания. Поэтому большая часть российского флота представлена устаревшими 25–30-летними судами, уже неконкурентоспособными на мировом рынке. Еще в 2007 г. на заседании Морской коллегии при правительстве отмечалось, что "старение российского флота не вселяет надежды на дальнейшее его удержание в надлежащем состоянии. Средний возраст судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, превышает 26 лет" 15 . Для судовладельцев основной довод в пользу перехода под "удобный" флаг – возможность избежать высокого налогообложения. В России для регистрации судна его владельцу нужно заплатить таможенную пошлину (5 % от стоимости) и НДС (18 % от стоимости). Таким образом, при стоимости морского судна от 25 млн до 60 млн долл. регистрация будет стоить от 6 до 14 млн. А за регистрацию в Монголии взимается всего лишь ежегодная плата в размере от 100 до 3000 долл. Понятно, что для клиента страна степей оказывается более привлекательным вариантом 16 . Не находя работы дома, рядовые моряки, естественно, стремятся устроиться в иностранные компании, часто совершенно не интересуясь условиями найма – лишь бы платили. Вот почему большинство из них как раз и оказываются на проблемных судах, несущих "удобный" флаг. Система "удобного" флага регулярно подвергалась критике за фактическую бесконтрольность кораблей, купивших регистрацию в той или иной льготной юрисдикции. В результате на таких судах регулярно нарушаются требования безопасности плавания и трудовое законодательство, не проверяется техническое состояние судов, что зачастую приводит к катастрофам. В этом смысле одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, которая первой предложила клиентам "высокие технологии" – регистрацию судов через Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов. В итоге за десять лет из 450 официально зарегистрированных в этом 11 Незаконное, несообщаемое, нерегулируемое рыболовство. 12 Стороны соглашения ФАО по борьбе с незаконным промыслом [Электронный ресурс]. URL: http://www.оон.рф.news. 13 Удобные флаги. Уклонение от правил под удобным флагом [Электронный ресурс]. URL: http://www.itfglobal.org/ru/transport-sectors/seafarers/in-focus/flags-of-convenience-campaign. 14 Российские корабли продолжают ходить под иностранным флагом [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/economics. 15 Новости Минтранс России [Электронный ресурс]. URL: https://www.mintrans.ru/news/. 16 Монгольский флот – гроза морей. Зачем суда ходят под монгольским флагом [Электронный ресурс]. URL: http://www.livejournal.com/media/21295.html.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz