Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 3.

Агарков С. А. и др. Проблемы формирования среды обитания рыбного хозяйства 638 подсистем, состоящих из множества элементов, находящихся одновременно в социальных, экономических и экологических взаимоотношениях друг с другом и интегрированных в целостное образование в целях организации рационального природопользования [1]. При этом следует обратить внимание, что для приморских СЭЭС, в которых функционируют региональные рыбохозяйственные комплексы, характерны особенности природных и социально-экономических условий, влияющих на качество жизни работников и их семей. Как российские, так и зарубежные авторы отмечают, что в северных регионах на экономику действует ряд удорожающих факторов [2], работники предприятий рыбного хозяйства дополнительно испытывают влияние суровых природных условий Севера [2–4]. Некоторые регионы Севера за годы реформ потеряли свыше половины населения, особенно работников социальной сферы (врачи, преподаватели) [2]. В то же время среда обитания как составная подсистема СЭЭС подвергается негативному воздействию хозяйственной деятельности на все компоненты, особенно на природно-экологическую составляющую в результате нерационального природопользования. В процессе формирования СО необходимо устранять или смягчать последствия негативного влияния факторов, которые можно контролировать, и разрабатывать меры адаптации к последствиям, которые контролировать невозможно [3]. Несмотря на то что концепция перехода России к устойчивому развитию была принята почти полтора десятилетия назад, анализ и диагностирование среды обитания СЭЭС самостоятельно в литературе не рассматривается. В основном авторы анализируют эффективность той или иной подсистемы, при этом не принимается во внимание взаимозависимость и взаимовлияние подсистем друг на друга, и нет методики, позволяющей оценить влияние их на устойчивость среды обитания [5]. В производственных процессах рыбного хозяйства важное место занимает работа экипажей судов на промысле ВБР. Эта сфера жизнедеятельности рыбаков, условия труда экипажей судов, как правило, остаются за рамками научных исследований такой категории, как качество жизни. А вообще работа на рыболовных судах, особенно в штормовом море, считается тяжелой, требующей физических сил и крепкого здоровья. Однако, как отмечают сами рыбаки, молодые специалисты не выдерживают столь суровых условий и списываются на берег раньше времени. По данным Росрыболовства, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на промысле количество случаев пропажи, гибели или причинения вреда здоровью членам экипажа возросло почти в два раза. К основным причинам этой тенденции относятся следующие: – употребление алкоголя на борту; – использование нелегальной рабочей силы; – несоблюдение норм по численности экипажа на борту; – несоблюдение устава службы на борту; – ограниченное финансирование спасательных отрядов; – изношенность судов; – нехватка рабочей силы; – низкий уровень подготовки и переподготовки плавсостава 10 . Следовательно, создание нормальных условий труда экипажей рыболовных судов является острой проблемой в процессе формирования среды обитания социо-эколого-экономической системы рыбного хозяйства. Существует ряд факторов, негативно влияющих на заинтересованность специалистов в работе на судне, а также на их защищенность. 1. Заработная плата. В договорах, которые заключает рыбак, как правило, указывается оклад, но он мизерный, а основная сумма зависит от размера выловленной и сданной рыбы. Существующая система оплаты труда осложняет решение трудовых споров в случае, когда не была выплачена заработная плата, так как расчет основной суммы, которая полагалась работнику, зависел не только от объема выловленной рыбы, но и от цены, по которой она была реализована. Проконтролировать этот процесс практически невозможно. Кроме того, судовладельцам выгоднее брать на работу экипаж, состоящий из филиппинцев, китайцев, так как оплата их труда в несколько раз ниже, чем российских моряков. Несомненно, этот факт сказывается на занятости российских рыбаков, им приходится либо идти в море на тех условиях, которые предлагают, либо и вовсе менять сферу деятельности. 2. Рыболовство под иностранным флагом. В этом случае трудоустройство осложняется тем, что российский работодатель не несет ответственности по социальным гарантиям страны – "хозяйки флага". 3. Браконьерство. При задержании судна моряки остаются без оплаты труда, более того, возникают проблемы с их возвращением домой. 10 Безопасность промысла остается проблемой [Электронный ресурс]. URL: http://fishnews.ru .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz