Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 1/1.
Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 1/1. С. 21–30. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-1/1-21-30 25 технических решений транспортных реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем, вместе с тем эти реакторные установки не имеют прототипа в виде атомной станции с реактором данного типа и обладают рядом принципиальных отличий от прототипа реакторов АПЛ проекта 705. В частности, интегральная (моноблочная) компоновка первого контура СВБР отличается от петлевой (блочной) компоновки реакторной установки-прототипа. Это обусловливает необходимость экспериментального подтверждения надежности и эффективности гидравлических процессов при эксплуатации головного энергоблока СВБР. Другим важным отличием реакторов СВБР от транспортных реакторов является использование топлива в виде диоксида урана. Поэтому можно предположить, что для этого вида топлива потребуется экспериментальное доказательство работоспособности твэлов при заявляемой продолжительности топливного цикла (до 8 лет для СВБР-100 и до 20 лет для СВБР-10 [11]) в процессе эксплуатации головного опытно-промышленного энергоблока. Можно полагать, что с точки зрения обоснования работоспособности и надежности твэлов перспективные водо-водяные реакторы характеризуются более высокой степенью референтности по сравнению с реакторами типа СВБР. Данное утверждение основано на многолетнем опыте проектирования и эксплуатации атомных ледоколов при выработке высокого проектного энергоресурса активных зон реакторов и перспективных разработках материалов и твэлов для транспортных реакторов и атомных станций малой мощности, которые позволяют значительно увеличить ресурсные характеристики и сроки службы активных зон [12]. Следующий рассматриваемый критерий – "топливный цикл" – в значительной мере определяется длительностью топливного цикла реактора, а также необходимостью резервирования мощности АСММ для энергоснабжения в период остановок и перегрузки топлива. С этой точки зрения среди энергоисточников в энергетическом диапазоне до 20 МВт наиболее предпочтительно использование АСММ с реакторными установками "Унитерм", АБВ-6Э и СВБР-10, длительность топливной кампании которых в два и более раза превышает данный показатель для других установок указанного мощностного ряда. Среди реакторных установок мощностью свыше 20 МВт фактор продолжительности топливного цикла обусловливает преимущество АСММ с реакторами РИТМ-200 и СВБР-100. С помощью критерия "модульность" оценивается возможность создания модульно-блочной структуры АСММ путем использования стандартизированных реакторных модулей заводского изготовления. Очевидно, что данному критерию в наибольшей степени отвечают проекты АСММ на основе использования интегральной компоновки оборудования первого контура. В этом отношении несомненным преимуществом по сравнению с реакторными установками типа КЛТ-40С и ВРК-М/ВРК-100 (установки с петлевой компоновкой первого контура) обладают практически все другие установки, которые позволяют реализовать модульно- блочное исполнение АСММ. Отметим, что хотя реакторная установка "Ангстрем" также относится к установкам с петлевой компоновкой первого контура, по заявлению разработчиков, АСММ с такой установкой представляет собой блочно-транспортабельную АТЭЦ с полной заводской готовностью оборудования и транспортных модулей (блоков), которые могут доставляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом [6]. Модульно-блочное исполнение АСММ способствует уменьшению объема сложных строительно- монтажных работ. Вместе с тем указанное преимущество реакторных установок с интегральной компоновкой обусловливает рассмотрение такой конкурентной предпосылки как минимизация логистических проблем, связанных с ограничением массогабаритных характеристик модулей (блоков) АСММ с учетом возможности транспортировки на базе существующей инфраструктуры Арктического региона. В оценках конкурентоспособности реакторных установок их соответствие данному требованию определяется с помощью критерия "вес", который учитывает такой параметр как максимальный вес единичного оборудования (транспортируемого модуля), доставляемого на площадку АСММ. Ориентировочные значения этого параметра для рассматриваемых установок приведены в табл. 4. Таблица 4. Максимальный вес единичного транспортируемого оборудования 3 [6; 11] Table 4. The maximum weight of a single transported equipment Реакторная установка Оборудование Вес, т Реакторные установки электрической мощностью до 20 МВт Ангстрем транспортабельный блок до 200 Унитерм транспортабельный модуль 180 АБВ-6Э (АБВ-6М) парогенерирующий блок 200 СВБР-10 транспортабельный реакторный блок 310 (в полной комплектации) 3 Блочно-транспортабельная АТЭЦ "Ангстрем". URL: http://www.gidropress.podolsk.ru/ru/ projects/ angstrem.php ; Реакторные установки КЛТ-40С для атомных станций малой мощности. URL: http://www. okbm.nnov.ru/images/pdf/klt-40s_extended_ru_web.pdf ; Advances in small modular reactor technology developments. URL: https://www.iaea.org/ NuclearPower/Downloadable/SMR/files/IAEA_SMR_Booklet_2014.pdf ; Status of small and medium sized reactor designs. URL: http://www.iaea.org/ NuclearPower/Downloadable/Technology/files/SMR-booklet.pdf.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz