Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 1/1.

Мельников Н. Н. и др. Применение современных методов… 18 смещений и деформаций, а также силового воздействия (рис. 3). Наряду с уже традиционными сейсмическими и сейсмологическими методами для мониторинга геолого-геофизической среды предлагается использовать поверхностную и подповерхностную георадиолокацию, хорошо зарекомендовавшую себя при мониторинге горнотехнических систем [9]. Смещения и деформации конструкций ГТС достаточно уверенно и с высокой точностью определяются классической (нивелирование и полигонометрия) и спутниковой геодезией. Дополнительное использование данных гидрогеологических наблюдений позволяет получить более полную картину результирующих смещений с учетом глубинных процессов. Для изучения силового воздействия рекомендуется создание гидрогеомеханических моделей, геофлюидомеханическое моделирование в комплексировании с современными методами геомеханики, современной геодинамики и гидрометеорологии. Применение современных методов для комплексных исследований ГТС позволит получать оперативную информацию об их состоянии, параметрических величинах объемных, угловых и линейных деформаций и перемещений, интенсивности природного и техногенного воздействия. Полученные данные должны интегрироваться в "Базу данных и параметров", в которой выполняется их логическая обработка и сопоставление с нормативными и предельными значениями. На этой основе осуществляется экспертная оценка текущего и прогнозного состояния ГТС и принимаются управляющие решения, в том числе по разработке, в случае необходимости, превентивных и защитных мероприятий. Поэтому, по мнению авторов, основная идея обеспечения промышленной безопасности ГТС региона Баренцева моря заключается в интегрировании в системы их комплексных исследований современных методов, проведение которых позволит выявить на ранней стадии развитие опасных фильтрационно-деформационных процессов и своевременно принять управленческое решение по предотвращению развития чрезвычайной и аварийной ситуации. Заключение Рассмотрены ГТС региона Баренцева моря в части насыпных грунтовых плотин и ограждающих дамб хвостохранилищ горных предприятий с точки зрения требований к ответственным объектам. Выполнен краткий обзор чрезвычайных ситуаций и аварий ГТС с анализом причин их возникновения. Показана необходимость и актуальность системного исследования надежности ГТС региона с применением современных методов исследования, включающих в себя георадарное подповерхностное зондирование, компьютерное геофлюидомеханическое моделирование, наземные и GPS геодезические измерения, спутниковые оптические и радарные площадные съемки. Разработана системная структура современных комплексных исследований ГТС, которая создает научно-техническую основу для исследования геолого-геофизической среды, смещений, деформаций и силового воздействия, что позволяет выявлять скрытые фильтрационно-деформационные зоны в ГТС на ранних стадиях их формирования и своевременно принимать управленческое решение по предотвращению и локализации чрезвычайной и аварийной ситуаций. Исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ, проект 15-29-06037 ОФИ-М. Библиографический список 1. Данилкин А. А., Калашник А. И., Запорожец Д. В., Максимов Д. А. Мониторинг состояния ограждающей дамбы в зоне отработки техногенного месторождения Ковдорского ГОКа. Горный информационно- аналитический бюллетень. 2014. № 7. С. 344–352. 2. Гальперин А. М., Ферстер В., Шеф Х.-Ю. Техногенные массивы и охрана окружающей среды. М. : Изд-во Московского государственного горного университета, 2001. 534 с. 3. Амосов П., Бакланов А., Ригина О. Численное моделирование процессов пыления хвостохранилищ. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 109 с. 4. Ранкс К. Сточные воды "Талвиваары" остановлены // Финские страницы на Фонтанке.ру. 2012. URL: http://fontanka.fi/articles/7736/. 5. Абрамов В. В. Проблемы защиты окружающей среды. 2010. URL: http://secandsafe.ru/ pravovaya_baza/blogi/ekologicheskaya_bezopasnost/problemy_zaschity_okrujayuschey_prirodnoy_sredy_v_rossii. 6. Айрапетян Р. А. Причины аварий и повреждений плотин и их предупреждение. URL: http://engineeringsystems.ru/proektirovanie-kamenno-zemljanih-plotin/prichini-avariy.php. 7. Ritcey G. M. Tailings management. Amsterdam – Oxford – New-York – Tokyo : Elsevier, 1989. 970 p. 8. Калашник А. И., Гилярова А. А., Калашник Н. А., Смирнова О. В. Исследования хвостохранилищ горно-обогатительных предприятий Кольского региона: анализ структуры затрат. Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. № 2 (45). С. 31–39. 9. Мельников Н. Н., Калашник А. И. Инновационные георадарные технологии изучения подповерхностной структуры и состояния природно-технических систем. Вестник КНЦ РАН. 2010. № 3. С. 4–8. 10. Абрамов Н. Н., Снежкова Е. Е. Сейсмотомографическое изучение внутренней структуры дамбы хвостохранилища ОАО "Апатит". Горный журнал. 2007. № 12. С. 39–42.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz