Вестник МГТУ. 2017, том 20, № 1/1.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 1/1. С. 13–20. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-1/1-13-20 15 времени являются источниками экологического загрязнения окружающей природной среды. На сегодняшний день нет данных о принятии научно обоснованных инженерных мер по обеспечению безаварийного функционирования ГТС пометохранилища и природоохранным мероприятиям, что косвенно может свидетельствовать о возможных повторениях аварий. В 2012 г. произошли протечки ограждающей дамбы хвостохранилища на одном из горноперерабатывающих предприятий Кольского региона, приведшие к необходимости дополнительных исследований гидротехнического сооружения [1]. Проведенные Горным институтом КНЦ РАН специальные комплексные исследования, прежде всего инновационные георадарные зондирования дамбы, позволили локализовать зоны повышенной фильтрации и выдать рекомендации по укреплению нижнего склона. Предприятие оперативно выполнило необходимые работы по подсыпке грунта и укреплению склона дамбы, что позволило повысить ее механическую и противофильтрационную устойчивость. В некоторых публикациях приводится информация об отказах при работе ГТС накопителей отходов на горнодобывающих комбинатах Кольского региона (например, комбинаты "Североникель" и "Оленегорский ГОК", имевшие ранее такие названия) [2]. В то же время в публикациях не встречаются данные о состоянии ГТС на Ловозерском редкометалльном месторождении, горнопромышленные отходы переработки руд которого содержат радиоактивные элементы. Реконструкция хвостохранилища АНОФ-2 АО "Апатит", предусматривающая наращивание высоты дамб до 100 м (при сегодняшней высоте 60 м), также ставит много вопросов по устойчивости такого сооружения и надежности всего хвостохранилища, принимая во внимание имевшие место ранее протечки и проседания отдельных участков ограждающих дамб [3]. В Финляндии 4 ноября 2012 г. на руднике "Талвиваара" (расположенном в области Кайнуу) дал течь резервуар со сточными водами. Отходы, содержащие уран, попали в водную систему; на сайте STUK имеется сообщение, согласно которому концентрация урана в водных источниках выросла более чем в 50 раз [4]. По мнению финских специалистов, эта авария стала одной из крупнейших для страны, повлекшей большие экологические последствия. Мировой опыт эксплуатации комплексов ГТС также имеет многочисленные примеры возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий, наиболее известные из которых следующие: плотины: Боулдерхэд (Великобретания), Фонтенель (США), Киселевское водохранилище (РФ); дамбы: Качканарский ГОК (РФ), рудник Эль-Кобра (Чили), Карамкенский ГМК (РФ), углеобогатительная фабрика в Буффало-Крик (США), шахта "Преставель" (Италия), шламохранилище завода MAL Hungarian Aluminum в Колонтаре (Венгрия) (рис. 2), ОАО "Аммофос" (РФ) и др. [5–7]. Рис. 2. Прорыв насыпной грунтовой дамбы шламохранилища в Колонтаре (Венгрия) (по [5]) Fig. 2. Break of bulk earth dam of sludge in Kolontár (Hungary) В табл. 1 приведены данные по чрезвычайным ситуациям и авариям ГТС водохранилищ и хвостохранилищ горноперерабатывающих предприятий. Анализ этих и других инцидентов показывает, что основной причиной аварий стало локальное или полное разрушение ограждающих насыпных (или намывных) грунтовых сооружений вследствие скрыто формирующихся в их теле фильтрационно- деформационных зон, процессов разжижения и размыва грунтов, суффозионных процессов, образования "гидравлических трещин" с развитием их в водопроводящие каналы и последующего интенсивного размыва нижнего склона (табл. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz