Вестник МГТУ. 2017, №2.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 2. С. 422–433. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-2-422-433 429 На 16-й сессии НЕАФК (1997 г.) было принято решение о необходимости введения регулирования промысла скумбрии на всем ее ареале. Была создана специальная РГ ИКЕС, в задачи которой входила выработка предложений по мерам регулирования промысла скумбрии. В это же время был создан и "клуб" государств, прибрежных по отношению к запасу скумбрии, в который вошли Норвегия, ЕС и Фарерские о-ва. На 17-й сессии НЕАФК (1998 г.) была выработана основная концепция по управлению запасом скумбрии, предусматривающая управление запасом прибрежными государствами на основе рекомендаций ИКЕС. В 1999 г. на 18-й сессии НЕАФК прибрежные государства предложили выделять квоту на вылов скумбрии в международных водах Норвежского моря и в районе Западно-Европейской котловины в процентах от ОДУ. Было предложено единовременное резкое снижение вылова в международных водах и последующее поэтапное снижение первоначальных квот в ближайшие три года. РФ отказалась от такой схемы управления запасом скумбрии, поскольку это не учитывало ее исторический вылов в международных водах. Исландия тоже была не согласна и настаивала на своем полноправном участии в "клубе прибрежных государств", поскольку в ее водах также распределялась скумбрия. В 2000 г. на 19-й сессии НЕАФК прибрежные государства представили новую схему выделения квоты на международные воды и разделения квот между странами. Основным принципом этой схемы было согласие всех заинтересованных стран на ведение промысла в пределах согласованного ОДУ для всего ареала скумбрии и национальных квот. Основная часть (около 84 %) распределялась между прибрежными государствами для промысла в своих зонах. Далее определялись объемы вылова в международных водах для остальных стран-участниц НЕАФК. Фактическая доля РФ составляла всего 4,5 % от общего ОДУ скумбрии СВА. Эта схема не в полной мере удовлетворила РФ и Исландию. Так, РФ не устраивала неопределенность схемы, так как в рамках НЕАФК не были зафиксированы доли ОДУ, выделяемые для промысла в международных водах, и соответственно, доля России от общего ОДУ. С января 2001 г. промысел скумбрии в СВА стал регулироваться на всем ареале. Окончательное решение по установлению ОДУ на основе рекомендаций ИКЕС принимали государства, прибрежные по отношению к ее запасу. На сессиях НЕАФК определялись объемы вылова в международных водах и национальные квоты остальных стран-членов НЕАФК. Таким образом, страны, ведущие промысел скумбрии, стали ограничивать вылов квотами, определенными в рамках НЕАФК, и общий вылов скумбрии был близок к ОДУ, рекомендуемому ИКЕС (рис. 3). Стратегия управления запасом скумбрии в соответствии с промысловой смертностью F = 0,15–0,20 действовала в ИКЕС в 1998–2009 гг. В 2008 г. прибрежные государства согласовали долгосрочный план управления, основные положения которого были следующими: 1) при нерестовом запасе более 2,2 млн т ОДУ определяется в соответствии с предполагаемой величиной вылова в рассматриваемом году и промысловой смертностью F на уровне 0,20–0,22 для соответствующих возрастных групп скумбрии; 2) при нерестовом запасе менее 2,2 млн т ОДУ определяется в соответствии с промысловой смертностью F = 0,22*SSB/2,2 млн т. При этом изменение ОДУ на следующий год не должно превышать 20 %. До 2008 г. страны-члены НЕАФК в целом следовали основной стратегии управления запасом скумбрии, и ее промысел был более или менее ограничен. Схема регулирования промысла скумбрии в целом действовала. К концу первого десятилетия XXI в. недостаток сырьевой базы промысла, прежде всего путассу, и необходимость обеспечения большого количества высвободившихся добывающих мощностей обусловили значительный интерес европейских стран к добыче скумбрии. С 2008 г. в международном управлении промыслом скумбрии наметились негативные тенденции, которые впоследствии привели к отказу от достигнутых ранее соглашений и к почти неконтролируемому промыслу. Так, в 2008–2009 гг. Исландия в одностороннем порядке устанавливала повышенную квоту и выловила в 2008 г. 112 тыс. т, а в 2009 г. – около 115 тыс. т скумбрии. Несмотря на рекомендации, принятые на 27-й сессии НЕАФК в ноябре 2008 г., в 2009 г. прибрежные страны также значительно превысили свои квоты по скумбрии. В октябре – декабре 2009 г. государства, прибрежные по отношению к запасу скумбрии, не смогли согласовать объемы ее вылова во всех районах промысла на 2010 г. Не было достигнуто соглашение и на 28-й сессии НЕАФК (ноябрь 2009 г.), поскольку ЕС, Фарерские о-ва и Исландия требовали увеличить их доли и объемы вылова скумбрии. Это было основным препятствием для установления не только национальных квот, но и ОДУ. ИКЕС рекомендовал ограничить вылов скумбрии на уровне 572 тыс. т ( F = 0,22), но заявки заинтересованных стран значительно превысили этот объем вылова. Исландия установила квоту скумбрии на 2010 г. в объеме 130 тыс. т, Фарерские о-ва – около 100 тыс. т, а Норвегия и страны ЕС также установили квоты, которые в долевом отношении не соответствовали ранее принятым. В связи с тем, что достичь согласия по величине ОДУ в рамках НЕАФК не удалось, РФ также установила национальную квоту на вылов скумбрии в международных водах в одностороннем порядке (45,3 тыс. т). В силу возникших разногласий в 2011–2014 гг. прибрежные государства также не смогли достичь необходимых договоренностей о величине ОДУ и распределении его на национальные квоты. С 2015 г. между ЕС, Фарерскими о-вами и Норвегией действует соглашение по промыслу скумбрии в СВА, которое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz