Вестник МГТУ. 2017, №2.
Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 2. С. 422–433. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-2-422-433 427 На 16-й сессии НЕАФК (1997 г.) было отмечено, что общий вылов путассу приближается к рекомендованному ИКЕС ОДУ, и для предотвращения перелова необходимо разработать подходы к регулированию промысла. По решению этой сессии была организована специальная РГ НЕАФК по скумбрии и путассу, в задачи которой входила выработка рекомендаций по мерам регулирования промысла этих видов. РГ провела 4 заседания (1998–1999 гг.), но рекомендаций по регулированию запаса путассу выработано не было. В 1998 г. ЕС, Норвегия, Фарерские о-ва, Исландия и Гренландия объявили себя прибрежными государствами по отношению к запасу путассу. Начались переговоры по выработке принципов деления ОДУ на национальные квоты. В 1999–2005 гг. состоялось 16 совещаний прибрежных государств. РФ (в качестве специально приглашенного наблюдателя) присутствовала на всех встречах (начиная с 3-й встречи в октябре 2000 г.). На совещаниях прибрежные государства предлагали свои варианты разделения ОДУ путассу на национальные доли, однако решить проблему не удавалось. Россия с самого начала переговорного процесса, представив всевозможные научные и статистические данные, доказывала свой прибрежный статус. Материалы РФ прошли научную экспертизу в ИКЕС и с определенными оговорками были одобрены научным сообществом. Тем не менее статус РФ на совещаниях прибрежных государств изменить не удалось. В конце 2005 г. на совещании прибрежных стран в г. Осло участники договорились применять порядок многолетнего управления промыслом запаса путассу, который соответствует предосторожному подходу, направленный на ограничение изъятия биологически безопасными пределами, охрану молоди в соответствии с рекомендациями ИКЕС. На 2006 г. участники договорились ограничить свой промысел путассу общим допустимым выловом, не превышающим 2 млн т. Между прибрежными странами были распределены национальные квоты, принято решение о трансфере до 10 % неиспользованной квоты на следующий год и вычета этой квоты в случае превышения в предыдущем году. На 25-й сессии НЕАФК в 2006 г. впервые было достигнуто соглашение о выделении квоты на международные воды в объеме 147 тыс. т, из которых 137 тыс. т (7,42 % от ОДУ) получила РФ. На этой же сессии ИКЕС указал на то, что план, принятый прибрежными странами в конце 2005 г., не соответствует предосторожному подходу – для соответствия с данным подходом промысловая смертность должна быть значительно ниже F pa . Таким образом, прибрежные страны снизили ОДУ на следующий год на 300 тыс. т вместо 100 тыс. т (до 1,7 млн т без учета квоты для РФ и Гренландии). В конце 2007 г. прибрежные страны предложили ряд параметров, регулирующих промысловое изъятие объекта биологически безопасными пределами, для включения их в долгосрочный план управления запасами путассу. В 2008 г. ИКЕС провел экспертизу и пришел к заключению, что предложенные параметры соответствуют предосторожному подходу. План управления был согласован Норвегией, ЕС, Фарерскими о-вами и Исландией. Согласно этой стратегии уровень промысловой смертности не должен превышать 0,18, если нерестовый запас на уровне B pa ; промысловая смертность должна снижаться до 0,05, если нерестовый запас достиг значений между B pa и B lim ; промысловая смертность не должна превышать 0,05, если нерестовый запас ниже B lim . При этом стоит отметить, что с 2006 по 2009 гг. принимаемые прибрежными странами объемы ОДУ все же были значительно выше рекомендуемых РГ ИКЕС. Обратив внимание на устойчивую отрицательную динамику запасов путассу, в конце 2009 г. прибрежные страны согласились с рекомендациями ИКЕС и установили ОДУ на 2010 г. в соответствии с долгосрочным планом управления на уровне 0,5 млн т. До 2014 г. участники переговоров следовали рекомендациям ИКЕС, не превышая рекомендованную промысловую смертность. В 2014 г. прибрежные страны, приняв во внимание изменившуюся тенденцию динамики запасов путассу, установили ОДУ в пределах 1,1 млн т ( F = 0,22), что чуть выше уровня рекомендуемой ИКЕС промысловой смертности ( F = 0,18). При этом согласованный участниками уровень промысловой смертности также соответствовал долгосрочному плану управления. В 2015 г. прибрежные страны вновь не смогли прийти к консенсусу по допустимому объему вылова путассу в СВА. При этом промысловая смертность в 2015 г. оказалась значительно выше рекомендованной РГ ИКЕС. В октябре 2016 г. прибрежные государства подписали согласованный протокол с установлением ОДУ и приняли новый план долговременного управления запасом путассу, однако вопрос о делении ОДУ на национальные квоты оказался открыт. Недостаток опыта многостороннего регулирования и противоречие интересов сторон затянули решение вопроса управления промыслом путассу почти на 6 лет. Именно в этот период (2003–2005 гг.) популяция рыбы испытывала максимальный пресс промысла в комбинации со "смешанным" промыслом в районе обитания молоди, что после 2004 г. привело к падению запаса, которое продолжалось до 2011 г. Только после этого участники промысла начали придерживаться рекомендаций ИКЕС, сведя промысловую нагрузку к минимуму в 2011 г., и запас начал расти. В 2014–2015 гг. опять возникла угроза осуществления неконтролируемого промысла путассу, в связи с чем среди прибрежных государств возникли разногласия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz