Вестник МГТУ. 2017, №2.

Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 2. С. 422–433. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-2-422-433 425 В 1999 г. на очередных консультациях прибрежных государств было достигнуто соглашение о максимальном уровне промысловой смертности сельди F = 0,125, что ниже уровня промысловой смертности, соответствующего предосторожному подходу F = 0,15, рекомендованному ИКЕС. В 2001 г. была сформирована международная система мер по управлению промыслом атлантическо- скандинавской сельди, которая основывается на принципах предосторожного подхода, разработанного ИКЕС. Установлена минимальная промысловая длина сельди 25 см. В октябре 2002 г. действие договоренностей было приостановлено, так как на пятисторонних Консультациях по управлению запасом сельди Норвегия предложила увеличить свою долю до 70 %, а доли других стран, кроме России, уменьшить почти в два раза и продолжала настаивать на таком делении на всех последующих Консультациях. По норвежскому предложению схема деления ОДУ должна была выглядеть следующим образом: Россия – 13,62 %, Норвегия – 70,0 %, Фарерские о-ва – 3,05 %, Исландия – 8,66 %, ЕС – 4,67 %. Однако такой принцип распределения квот не соответствовал интересам других стран. В течение 2003–2006 гг. несмотря на многочисленные попытки прибрежные государства не могли выработать согласованную точку зрения на управление запасом сельди, прежде всего связанную с распределением ОДУ на национальные доли. Регулирование промысла сельди в эти годы осуществлялось на временной основе в рамках двусторонних договоренностей между прибрежными государствами. Ввиду отсутствия соглашения между прибрежными государствами квота на промысел сельди в зоне ответственности НЕАФК не выделялась. В январе 2007 г. после четырехлетнего перерыва была достигнута новая договоренность между прибрежными государствами, и согласованный протокол по управлению запасом атлантическо-скандинавской сельди был подписан. Стороны согласовали новые доли деления ОДУ сельди на национальные квоты: Россия – 12,82 %; ЕС – 6,51 %; Фарерские о-ва – 5,16 %; Исландия – 14,51 %; Норвегия – 61 %. С 2007 г. Российская Федерация передала резервируемые 0,8 % Норвегии. В 2011 г. на Консультациях прибрежных государств делегацией Фарерских о-вов впервые было озвучено предложение увеличить свою долю от ОДУ атлантическо-скандинавской сельди. Мотивировано это желание было изменением распределения сельди в последние годы и изменением характера миграций, в результате чего большее количество сельди, в том числе нерестовой, начало распределяться в Фарерской рыболовной зоне (ФРЗ). Фарерскими о-вами было инициировано создание РГ по зональному распределению сельди. В 2012 г. Фарерские о-ва вышли из договоренностей относительно ключа распределения квот, который действовал с 2007 г. В 2014 г., после оформления результатов работы по зональному распределению сельди, Норвегия озвучила желание увеличить свою долю от ОДУ сельди до 75 %. Россия, Исландия и ЕС настаивают на сохранении в их отношении существующего разделения ОДУ на квоты. Несмотря на отсутствие до настоящего времени договоренности о ключе распределения квот, все стороны Консультаций ежегодно согласовывают объем ОДУ. Тем не менее, начиная с 2013 г., общий объем фактического вылова сельди всеми странами превышает рекомендованный и согласованный. Этот перелов формируется прежде всего из вылова флотом Фарерских о-вов. Долгие годы СССР, а позднее Россия получает квоты на вылов сельди на основе двухсторонних межправительственных соглашений. Первые двусторонние встречи (Комиссии) между странами-участницами промысла были начаты в 70-х гг. XX в. после введения государствами 200-мильных зон. В рамках Смешанных Российско-Норвежской (СРНК) и Российско-Фарерской (СРФК) комиссий страны регулярно обмениваются друг с другом долями на вылов объектов и согласовывают требования к ведению промысла в зонах своей юрисдикции. Основными целями данных договоренностей являются сохранение присутствия своего флота в стратегических районах моря и поддержание объемов вылова "популярных" гидробионтов. Первые договоренности, касающиеся промысла сельди, состоялись между Россией и Фарерскими о-вами в 1992 г., когда фарерская сторона разрешила в 1993 г. прилов 4 % сельди при промысле путассу и скумбрии в ФРЗ. В последующие годы допустимый прилов сельди в ФРЗ был увеличен до 5 %. После 2003 г. Фарерские о-ва установили допустимый прилов сельди при промысле путассу на уровне 3 %, а при промысле скумбрии – 49 %. С 2014 г. общее количество прилавливаемой сельди было ограничено объемом 10 тыс. т. Данное условие сохраняется и в настоящее время. С 2003 г. условия промысла сельди в НЭЗ и зоне о-ва Ян-Майен регламентируются СРНК. Россия получает возможность реализовывать свою квоту в этих зонах. В 2009 г. Норвегия впервые выделила обменную квоту сельди на 2010 г. в объеме 10 тыс. т. В последующие годы обменная квота увеличивалась до 15 тыс. т и была возвращена на прежний уровень. В последнее время в обмене между РФ и Норвегией сельдь как объект промысла не участвует. История промысла норвежской весенненерестующей сельди в Норвежском море в ХХ в. является ярким и убедительным примером последствий бесконтрольного лова рыбы. В 50–60-х гг. прошлого века нерестовый запас сельди находился в хорошем состоянии. При этом сельдь совершала длительные миграции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz