Вестник МГТУ. 2017, №2.
Крысов А. И. и др. Международное регулирование промысла сельди… 424 В 1985 г. в связи с возобновлением промысла СССР и Норвегия договорились о правилах регулирования на основе двухсторонних соглашений в рамках Смешанной рыболовной Комиссии. Начиная с 1984 г. ИКЕС стал ежегодно готовить рекомендации о величине ОДУ взрослой сельди. Изначально ограниченный промысел вела только Норвегия, но с 1987 г., когда популяция сельди восстановилась после длительной депрессии, СССР также стал получать квоту вылова в Норвежской экономической зоне (НЭЗ) в объеме около 14,8 % от ОДУ в соответствии с двухсторонним соглашением между странами. Рис. 1. Нерестовый запас, ОДУ и общий вылов (тыс. т) атлантическо-скандинавской сельди в 1950–2016 гг. Fig. 1. The spawning stock biomass, TAC and total catch (thousands tons) of Atlanto-Scandian herring in 1950–2016 В 1995 г. к промыслу сельди в Норвежском море приступил рыболовный флот Исландии и Фарерских о-вов. Регулирование вылова стало осуществляться на четырехсторонней основе. С 1996 г. в промысле сельди участвуют промысловые суда стран Европейского союза (ЕС) и регулирование промысла ведется на пятисторонней основе. Оценка состояния популяции атлантическо-скандинавской сельди ежегодно осуществлялась на РГ ИКЕС по северным пелагическим рыбам и путассу, а с 2008 г. – на WGWIDE. Полномасштабное управление запасом атлантическо-скандинавской сельди ведется с 1996 г. В связи с началом широкомасштабного промысла сельди после длительного коллапса прибрежные государства в 1995 г. приступили к консультациям по управлению ее запасом. Основным препятствием в достижении соглашения между странами являлась схема деления ОДУ на национальные квоты. Квотирование должно было учитывать историческое распределение популяции атлантическо-скандинавской сельди в экономических зонах государств и статистику ее вылова каждым государством. С целью разработки схемы была организована РГ ученых из разных стран, которая провела исследование и подготовила документ по зональному распределению запаса и вылову сельди. В октябре 1995 г. был подготовлен Рабочий документ о зональном распределении сельди в 1950–1995 гг. [2]. Основывался этот документ на объемах вылова сельди странами-участниками промысла в различных экономических зонах в течение четырех временных периодов: 1950–1962 гг., 1963–1971 гг., 1972–1985 гг. и 1986–1995 гг. В итоге в мае 1996 г. было подписано соглашение о четырехстороннем совместном регулировании. Позднее, в декабре 1996 г., к соглашению присоединился ЕС. До 2002 г. схема деления ОДУ на национальные доли выглядела следующим образом: Россия – 13,62 % (0,8 % Россия обязалась не ловить в целях сохранения молоди сельди в своей зоне), Норвегия – 57,0 %, Фарерские о-ва – 5,5 %, Исландия – 15,5 % и ЕС – 8,4 %. Часть ОДУ сельди прибрежные государства передавали для распределения в районах ответственности НЕАФК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz