Вестник МГТУ. 2017, №2.
Вестник МГТУ. 2017. Т. 20, № 2. С. 422–433. DOI: 10.21443/1560-9278-2017-20-2-422-433 423 Эти обстоятельства обусловили возникновение "клубов прибрежных государств", которые являются одним из звеньев в общей схеме принятия решений по регулированию промысла того или иного вида пелагических рыб. На совещаниях прибрежных государств ежегодно определяются меры регулирования промысла запасов, в том числе объемы общего допустимого улова (ОДУ), вырабатывается и практически реализуется механизм его распределения на национальные квоты, достигаются договоренности о возможностях промысла выделенных объемов в 200-мильных зонах прибрежных государств-участников договоренностей. За последние 30 лет в Северной Атлантике сформировались группы ("клубы") прибрежных государств, которые рассматривают вопросы управления запасами атлантическо-скандинавской (норвежской весенненерестующей) сельди, северной путассу и скумбрии, имеющими большое значение для российского рыболовства. РФ участвует во всех консультациях прибрежных государств как в качестве действительного члена клуба, так и наблюдателя. Поскольку за прошедшие 30 лет отмечались периоды как управляемого, так и неуправляемого промысла, а в отношении величины запасов пелагических рыб наблюдались значительные колебания (нерестовый запас сельди изменялся от 2,5 до 8,0 млн т, путассу – от 1,5 до 7,0 млн т, а скумбрии – от 2,0 до 5,3 млн т), в данной работе мы попытались оценить влияние согласованного международного управления промыслом на динамику состояния запасов пелагических рыб. Материалы и методы Для оценки динамики запасов, рекомендованных ОДУ и промысла сельди, путассу и скумбрии в Северо-Восточной Атлантике (СВА), использованы данные Рабочей группы (РГ) ИКЕС по "широко распределенным запасам" (WGWIDE), рекомендации по возможному промысловому изъятию рыб, представляемые Консультативным Комитетом ИКЕС (АКОМ), а также данные статистики отечественного промысла этих рыб [1–4]. История становления международного регулирования промысла изучалась по согласованным протоколам Консультаций прибрежных государств, межправительственного двухстороннего сотрудничества в области рыболовства, отчетам делегаций РФ и литературным публикациям. Результаты и обсуждение Сельдь атлантическо-скандинавская Атлантический подвид сельди объединяет атлантическо-скандинавскую (норвежскую весенненерестующую), баренцевоморскую (молодь норвежской), исландскую, банковую сельдь Северного моря, а также сельдь Датских проливов, Ла-Манша и Балтики. Наиболее многочисленна и важна в промысловом отношении атлантическо-скандинавская (норвежская весенненерестующая) сельдь [5]. В течение жизненного цикла атлантическая сельдь распределяется на акватории экономических и рыболовных зон нескольких государств: Норвегии, России, Исландии, Фарерских о-вов, Дании, Великобритании и др. Из литературных источников известно, что еще в первой половине XX в. отмечались существенные колебания биомассы сельди, несмотря на то, что степень эксплуатации запаса была невысокой. К середине XX в. атлантическо-скандинавская сельдь стала основным объектом пелагического промысла в СВА (рис. 1). Поэтому колебания численности ее запаса, которые отмечались в конце 1950-х гг., вынудили заинтересованные в промысле государства привлечь ученых к разработке мер по управлению ее запасом. В 1963 г. впервые была организована РГ по атлантическо-скандинавской сельди. На этой РГ был представлен доклад о структуре стада сельди и состоянии запаса в период 1950–1963 гг. Советские ученые считали, что основной причиной падения численности популяции сельди является перелов ее молоди. Норвежские же ученые объясняли падение запаса естественными флюктуациями численности. В результате расхождение мнений не позволило уже в то время выработать единые меры регулирования. До 1969 г. вылов сельди не квотировался. В 1970 г. были введены первые меры регулирования, касались они норвежского промысла. Ограничительными мерами являлись: минимальная промысловая длина 20 см и запрет на переработку в муку рыбы, выловленной севернее 62° с. ш. В 1972 г. РГ ИКЕС в связи с критическим состоянием запаса сельди впервые предложила вести промысел мелкой и крупной рыбы на более низком уровне, чем в 50–60-е гг. XX в. [1]. Однако это предложение опоздало, так как с 1969 г. началась длительная депрессия запасов сельди. С 1972 г. в связи с резким снижением запаса введен мораторий на промысел. В период с 1973 по 1974 гг. ограничение минимальной промысловой длины в 20 см было заменено квотами вылова для молоди и взрослой рыбы. С 1975 по 1983 гг. ИКЕС рекомендовал полностью запретить промысел сельди. Норвегия же регулировала национальный промысел соблюдением квот вылова и минимальной промысловой длиной 25 см [6].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz