Вестник МГТУ. 2017, №2.

Крысов А. И. и др. Международное регулирование промысла сельди… 422 УДК 597-152.6 (261.2) А. И. Крысов, А. А. Пронюк, М. О. Рыбаков, Ю. Н. Калашников Международное регулирование промысла сельди, путассу и скумбрии Цель управления запасами промысловых рыб заключается в обеспечении условий для долговременного, высокого и устойчивого промысла. Поскольку большинство промысловых запасов рыб являются трансграничными и трансзональными, то для эффективного управления ими необходимы международные соглашения в области регулирования их промысла. Достижение многосторонних международных соглашений в области рыболовства – весьма трудный и длительный процесс, так как он затрагивает экономические и политические интересы договаривающихся стран. В работе приведены результаты анализа динамики важнейших запасов гидробионтов Северо-Восточной Атлантики – сельди, путассу и скумбрии – в различные периоды международного промысла. Поскольку за прошедшие несколько десятилетий отмечались периоды как регулируемого, так и нерегулируемого промысла, а в отношении величины запасов пелагических рыб наблюдались значительные колебания, в данной работе авторы попытались оценить значение согласованного международного управления промыслом для сохранения стабильного состояния запасов пелагических рыб. Выполнение согласованных странами-участницами промысла научных рекомендаций от ИКЕС и совместное рациональное управление запасом сельди способствуют сохранению стабильного уровня запаса и оптимальному уровню изъятия объекта. Исторический опыт ведения международного промысла путассу показывает, что соблюдение вовлеченными в промысел государствами рекомендаций ИКЕС и мер управления ее запасом способствует хорошему состоянию запаса. Для сохранения запаса скумбрии в пределах безопасных биологических границ необходимо добиваться согласованного долговременного плана управления ее промыслом между всеми странами-участниками. В долгосрочной перспективе для сохранения запасов атлантической сельди, путассу и скумбрии в пределах безопасных биологических границ необходимо международное регулирование их промысла на основе научных рекомендаций ИКЕС в рамках НЕАФК и Консультаций прибрежных государств. Ключевые слова: промысел, общий допустимый улов, динамика запасов, сельдь, путассу, скумбрия, международное регулирование промысла. Введение Основу пелагического промыслового комплекса Российской Федерации в Северо-Европейском бассейне (СЕБ) составляют три промысловых вида: атлантическая многопозвонковая (норвежская весенненерестующая) сельдь Clupea harengus (Linne, 1758), северная путассу Micromesistius poutassou (Risso, 1827) и атлантическая скумбрия Scomber scombrus (Linne, 1758). Популяции этих рыб являются трансграничными и трансзональными. Поэтому управление их промыслом осуществляется на международной основе в соответствии с Соглашением от 1995 г. "Об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 сентября 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими". Научной основой для принятия управленческих решений в отношении промысла морских биологических ресурсов в СЕБ служат рекомендации Международного Совета по исследованию моря (ИКЕС) (International Council for the Exploration of the Sea, ICES). На основе данных международных и национальных исследований он оценивает состояние запасов гидробионтов в СЕБ и дает рекомендации по их сохранению и эксплуатации. Регулированием промысла за пределами 200-мильных зон занимается Комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК) (The North-East Atlantic Fisheries Commission, NEAFC). СЕБ РФ имеет действующие двусторонние межправительственные соглашения в области рыболовства с Норвегией, Фарерскими о-вами, Гренландией и Исландией. В рамках этих соглашений созданы Смешанные рыболовные Комиссии или Консультации, которые решают практические вопросы рыбохозяйственного сотрудничества. После введения в 1977–1978 гг. 200-мильных зон международная практика показала, что сотрудничество в рамках рыболовных межправительственных Комиссий оказалось недостаточным для управления промыслом трансграничных запасов. Действующие в СЕБ двухсторонние межправительственные Комиссии регулируют взаимоотношения государств в пределах их 200-мильных зон. НЕАФК осуществляет регулирование для районов за пределами зон национальной юрисдикции. Необходимость принятия решений по управлению запасами, которые распределяются в зонах нескольких государств и международных водах, потребовала создания особого механизма регулирования рыболовства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz