Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Лукин В. Н. и др. Геоэкономические и политические особенности… 448 Правовая политика государства в сфере обеспечения безопасности в Арктике предполагает обеспечение эффективного правового регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации [4, c. 37–41; 13, c. 26–28]. При проведении поисково-спасательных работ на территории России нормативно-правовая база, определяющая порядок ведения поисково-спасательных работ, включает следующие основные документы: − Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; − Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; − Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"; − Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; − Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.1995 г. № 834 "О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации"; − Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации"; − Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 г. № 530 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации". Развитие и законодательное закрепление основ системы обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации рассматривается в качестве ключевого фактора создания эффективной системы межведомственного взаимодействия и управления при реагировании на чрезвычайные ситуации в Арктической зоне Российской Федерации. Вместе с тем круг вопросов, касающихся объединения межведомственных усилий и возможностей в построении комплексной системы обеспечения безопасности и социально-экономического развития Арктической зоны, не ограничивается вопросами изменения нормативно-правовой базы. Это и проблемы развития кадрового потенциала, технического оснащения, экипировки, снаряжения, оборудования, инфраструктуры спасательных подразделений. Анализ аварийности на море и опыта проведения спасательных работ показывает, что: – суда в основном гибнут или терпят бедствие в прибрежных водах; – наиболее эффективными средствами спасения являются специальные спасательные вертолеты и специальные спасательные небольшие суда с профессионально подготовленными экипажами. Кроме этого нужны еще и обученные пловцы-спасатели, которые спускаются с вертолетов на гибнущее судно или прямо в воду. Возможности в этом сегодня пока ограничены. Морской спасательной службе Росморречфлота необходимы спасательные вертолеты. Необходимо также формировать систему подготовки пловцов-спасателей, отвечающую требованиям времени. Комплексу вопросов, связанных с перспективами развития сил и средств МЧС в Арктической зоне Российской Федерации, была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция "Арктика – территория безопасности. Развитие системы обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации", состоявшаяся 18–19 февраля 2016 г. на базе "Арктического спасательного учебно-научного центра "Вытегра" (Вологодская область). На конференции были раскрыты важнейшие аспекты проведения подледных водолазных работ, рассмотрены практические методы их проведения, рассмотрены проблемы реализации проектов по развитию Арктического транспортного коридора на базе возрождения и модернизации Северного морского пути (как части международной межокеанической магистрали "Северо-Восточный проход"), восстановления и модернизации ранее действующих морских (речных) спасательных служб (в том числе аттестованных на ликвидацию аварийных разливов нефти) в ключевых портах: Дудинка, Хатанга, Диксон, Игарка, а также вопрос о возможности формирования на базе создаваемых Арктических аварийно-спасательных центров (АКАСЦ) информационно-управляющей системы, сопряженной с региональными центрами МЧС России, Национальным центром управления в кризисных ситуациях и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с включением в ее состав элементов АПК "Безопасный город" и ряд других проблем. Интеграцию Аварийно-спасательных центров МЧС России (далее – АСЦ МЧС) в систему поиска и спасения в Арктическом регионе возможно рассматривать как одну из предпосылок для решения указанных проблем. Деятельность и вектор развития АСЦ МЧС, на наш взгляд, должны базироваться как на основе отечественного опыта, например, организации Барнео, деятельности полярных станций Росгидромета и т. д., так и на передовом зарубежном опыте в области поиска и спасения. Возвращаясь к отечественному опыту, следует отметить многолетнюю успешную организацию российскими специалистами ледового лагеря Барнео. Особое место с точки зрения развития спасательных технологий в Арктике занимает уникальный опыт по разворачиванию взлетно-посадочных полос с использованием вертолетных групп при поддержке тяжелых транспортных самолетов Ил-76.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz