Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 443–450. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-443-450 447 1) Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (далее – САР-79) – определяет права и обязанности стран-участников при организации и ведении поисково-спасательных операций на море; 2) Конвенция о международной гражданской авиации, Приложение 12 "Поиск и спасание" – определяет права и обязанности стран-участников при организации и ведении поисково-спасательных операций при авиационных происшествиях; 3) Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС, от англ. SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea). Международное соглашение по безопасности торговых судов. Главной целью данного нормативного документа является установление минимальных стандартов, отвечающих требованиям по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов; 4) Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (далее – Руководство). Рекомендует правила организации системы поиска и спасания на море и в авиации, а также правила проведения поисково-спасательных операций. Основная цель Руководства заключается в оказании содействия государствам в удовлетворении ими своих собственных потребностей в области поиска и спасания и выполнении принятых ими на себя обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции по поиску и спасанию на море и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море; 5) Соглашение между правительствами государств – членов Совета Баренцева / Евроарктического региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (2008 г.) подписано государствами – членами Баренцева / Евроарктического региона в целях оказания взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях; 6) Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (12 мая 2011 г.) между государствами – членами Арктического совета: Канадой, Данией (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндией, Исландией, Норвегией, Российской Федерацией, Швецией и Соединенными Штатами Америки. Данный документ установил четкие границы поисково-спасательных районов приарктических государств. Соглашением определены координирующие структуры и поисково-спасательные ведомства государств. В России это Государственный морской спасательно-координационный центр (далее – ГМСКЦ), Главный авиационный координационный центр поиска и спасания (далее – ГАКЦПС), Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Структуры МЧС России в данном перечне отсутствуют. МЧС внесено в документ лишь как компетентное ведомство страны. Однако в Российской Федерации МЧС является ведущим министерством, которое осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 834 на МЧС России возложена "координация деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах в соответствии с международной конвенцией по поиску и спасанию на море (САР-79), международными договорами Российской Федерации и "Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России" 1 . Стратегическое значение для России в обеспечении реализации международных обязательств по заключенному соглашению сложно переоценить. Уже сегодня со стороны соседних государств начинает продвигаться тезис о невозможности обеспечения безопасности Россией в своей зоне реагирования и необходимости помощи по данному вопросу путем размещения своих спасательных сил и средств. К сожалению, в настоящее время имеются предпосылки для таких заявлений. Объективный анализ сил и средств подразделений Федерального агентства воздушного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта, определенных международным соглашением как поисково- спасательные ведомства России в Арктике, показывает, что их возможности по реагированию в закрепленной зоне ответственности ограничены. В этом контексте может быть полезен анализ опыта Норвегии, Канады в развитии сил и средств, обеспечении логистики и организации поисково-спасательных работ. Следует отметить, что в научном сообществе сегодня обсуждается вопрос о необходимости разработать и принять международную конвенцию, специально посвященную вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике. Стоит подумать и о новых перспективах международного сотрудничества и взаимодействия аварийно-спасательных служб приарктических государств в Арктике. Например, обсудить идею о создании международного корпуса спасателей приарктических государств. 1 О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рос. Федерации от 26 авг. 1995 г. № 834 URL: http://base.garant.ru/189527 /#ixzz42ymWM4i7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz