Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Лукин В. Н. и др. Геоэкономические и политические особенности… 446 Особое место в системе комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации занимает система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В Арктике существуют как климатические и природные, так и техногенные источники чрезвычайных ситуаций. К основным климатическим и природным источникам чрезвычайных ситуаций относятся: деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; наводнения (весной, осенью), ледяные заторы, подвижка льдов; снежные бури, штормы; сильные ветры (ураганы); ландшафтные пожары (в тундре, мелколесье). Источниками чрезвычайных ситуаций может являться транспортная инфраструктура Арктики. Это в первую очередь направление Северного морского пути, а также местные и кроссполярные авиатрассы. На территории районов Крайнего Севера находится несколько тысяч потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. Это объекты нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, захоронения контейнеров с отходами, производственные предприятия. Система обеспечения безопасности в Советской Арктике в значительной степени соответствовала пониманию управления безопасностью в стране в целом. Вместе с тем специфика Арктической зоны определяет особенности стратегии развития системы обеспечения безопасности в Арктике, в том числе и уникальные. Такой уникальной особенностью стал комплексный подход к организации системы обеспечения безопасности в прибрежной и бассейновой частях Арктики, не типичный для остальной территории страны и обусловленный характером деятельности Северного морского пути. В 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути, основной целью создания которого стало народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. Именно Главное управление Северного морского пути осуществляло всю координационную работу по формированию морского трафика, используя при этом собственные ресурсы полярной авиации и гидрометеослужбы для мониторинга и прогнозирования ледовой обстановки. История освоения Арктики нашей страной неразрывно связана с поиском и спасанием людей в этом регионе. В качестве примера можно привести героическую эпопею спасания 104 челюскинцев в феврале – апреле 1934 г. и ряд других поисково-спасательных операций. Благодаря четкой организации судоходства, непрерывному контролю за движением каждого судна и своевременному оказанию ледокольной помощи относительная вероятность гибели судов во льдах была и есть на порядок меньше, чем в открытых водах Мирового океана. На сегодняшний день структура федеральной системы поиска и спасания на море и внутренних водах соответствует принятому за основу принципу взаимодействия различных функциональным подсистем Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) , федеральных органов исполнительной власти (МЧС России, Минтранса России, Пограничной службы ФСБ России, Министерства обороны, Росгидромета, ФГУП "Росатом" и других), субъектов и муниципалитетов. В обеспечении поиска и спасания на море до настоящего времени участвует значительное количество ведомственных служб, выполняющих сходные задачи зачастую в одних и тех же регионах (пунктах базирования), но не решающие задачу спасания на море в комплексе, как правило, из-за преобладания ведомственных задач. Проблемы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации в Арктике привлекают внимание отечественных исследователей [11]. Кроме этого, в соответствии с требованиями российского законодательства организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, имеют либо собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, либо привлекают профессиональные аварийно-спасательные формирования на договорной основе. Анализ деятельности РСЧС в материковой части АЗ РФ показывает, что система в целом имеет достаточно сил и средств для решения стоящих перед ней задач. В то же время в Арктике перед Россией стоит непростая задача, в решении которой одну из ключевых ролей могли бы сыграть вновь создаваемые Арктические центры МЧС России [12]. На центры помимо аварийно-спасательных работ возложены задачи по мониторингу Северного морского пути, прогнозированию чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности. Каждый центр взаимодействует и информационно сопряжен с соответствующим региональным центром МЧС России и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС (далее – НЦУКС), а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями. Указанные центры будут функционировать совместно с имеющимися морскими спасательно- координационными центрами и морскими спасательными подцентрами (далее – МСПЦ) Минтранса России. Следует отметить, что при проведении поисково-спасательных операций российскими спасателями в Арктическом регионе основными правовыми документами являются международные договора и конвенции, подписанные Российской Федерацией. Сюда входят:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz