Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Лукин В. Н. и др. Геоэкономические и политические особенности… 444 государств – России, Канады, Соединенных Штатов Америки, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии. Вместе с тем именно в начале ХХI в. геополитическое пространство Арктики становится сферой конкурирующих интересов все большего числа государств, которые условно классифицируются как "северная" и "южная" группы. В первую группу включены: во-первых, арктическая "пятерка" (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), а именно страны, составляющие ядро "восьмерки", то есть страны, территория которых не только пересекается Северным полярным кругом, но и континентальные шельфы которых полностью покрывают дно Северного Ледовитого океана, а исключительные 200-мильные экономические зоны составляют все более осваиваемую его часть с учетом преимущественных юридических оснований для экономического освоения этими государствами прилегающего арктического шельфа; во-вторых, арктическая "восьмерка", представленная государствами, образовавшими в 1996 году Арктический Совет с целью регулирования сотрудничества в сфере экологии и устойчивого развития Арктического региона. Ко второй группе современных арктических геополитических игроков относятся государства, имеющие в Арктическом Совете статус наблюдателя (Великобритания, Индия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Германия, Южная Корея, Япония), и двадцать межправительственных, межпарламентских и неправительственных организаций. Взаимоотношения между основными геополитическими игроками в этом макрорегионе определяются геополитическими интересами в решении двух взаимосвязанных проблем: − разведка и освоение природных ресурсов Арктики; − развитие арктической сети морских коммуникаций и транспортной инфраструктуры [1, c. 111–112]. Характерно, что в арктической "пятерке" – все страны, за исключением России, являются членами НАТО. Западные аналитики в этой связи подчеркивают относительно больший, с их точки зрения, потенциал управления геополитическими конфликтами, возможности минимизации противоречий и расхождения позиций в области понимания на арктическом пространстве своих национальных интересов в территориальных спорах Канады и Дании, Дании и Норвегии, Канады и США. Вместе с тем, отмечая заинтересованность и решающую роль России в обеспечении стабильности развития Арктики, они подчеркивают, что политика санкций в отношении России и события на Украине создают риски снижения доверия в области сотрудничества Запада и России в Арктическом регионе, что влечет возможную переориентацию России на поиск иных партнеров, прежде всего таких, как Китай [2, p. 44–45]. Интересы Китая в Арктическом регионе и сближение его в этих вопросах с Россией рассматриваются в качестве потенциально значимой точки роста геополитической конкуренции, прежде всего для стран Северной Европы. Перспектива снижения рисков усиления влияния новых геополитических игроков в Арктике связывается с восстановлением в полном объеме партнерства по линии Россия – Запад [3, p. 77]. Российские исследователи склонны полагать, что при всем расхождении геополитических интересов различных стран, остаются основания, снижающие риски развертывания геополитической конфронтации в регионе и определяющие предпосылки для сотрудничества в сфере обеспечения безопасности Арктики. В силу того, что канадский Север в социально-экономическом и военном отношении освоен в относительно меньшей степени, чем Арктическая зона Российской Федерации, Арктическая стратегия Канады сохраняет в большей мере скорее внутреннюю, чем внешнюю направленность, что объективно сближает позиции России и Канады в этом макрорегионе. Поскольку цели арктической политики Оттавы связаны с ориентацией на комплексное освоение региона, постольку ее ключевые приоритеты определяются сферой обеспечения устойчивого социально- экономического и экологического развития канадского Севера. Геополитическая составляющая этой политики включает защиту суверенитета Канады в арктическом секторе, наращивание военного присутствия для усиления контроля над сухопутными территориями, морским и воздушным пространствами Арктики. В силу того, что Канада и Россия обладают самой значительной протяженностью береговой линии в Арктике, сотрудничество между государствами в сфере экологии, судоходства, рыболовства рассматривается как неизбежная необходимость. Канадский вектор арктической геополитики России в этом отношении предполагает нейтрализацию конфликтогенного потенциала в российско-канадских отношениях, с одной стороны, и укрепление механизмов двустороннего и многостороннего, внеблокового сотрудничества в Арктике, с другой [4, c. 5; 8–9]. Развитие арктической транспортной системы остается приоритетом для стран, ориентированных на активное участие в освоении ресурсов Арктики и стремящихся доказать такое свое право и право совершать проход собственных судов через арктические территории. Говоря о морских транспортных путях в Арктике, обычно имеют ввиду Северный морской путь (далее – СМП), пролегающий вдоль северного побережья России, и Северо-Западный проход, который находится к северу от американского континента, пролегая через ряд канадских островов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz