Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 363–371. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-363-371 363 УДК 332.1 Я. А. Большаков, В. Н. Фридкин Возможности и перспективы Мурманской области в развитии транспорта Арктического региона Ya. A. Bol'shakov, V. N. Fridkin Opportunities and prospects of the Murmansk region in the development of transport in the Arctic region Аннотация. Рассмотрено современное состояние транспортного потенциала Мурманской области и его роль в развитии Арктического региона. Проведен анализ состояния транспортной системы и возможностей ее дальнейшего развития, а также перспектив Мурманского транспортного узла в развитии транспортной инфраструктуры Арктического региона. Abstract. The current state of transport capacity of the Murmansk region and its role in development of the Arctic region has been considered. The analysis of transport system state and opportunities of its further development has been carried out. The prospects of the Murmansk transport hub in development of transport infrastructure of the Arctic region have been analyzed as well. Ключевые слова: Арктический регион, морской транспорт, порты, Арктика, перспективы, экономика, стратегия, Северный морской путь (СМП), ледокольный флот, инфраструктура, Мурманск. Key words: Arctic region, marine transport, ports, the Arctic, prospects, economics, strategy, Northern Sea Route (NSR), icebreaker fleet, infrastructure, Murmansk. Введение Актуальность исследования возможностей и перспектив в области развития транспортной инфраструктуры Мурманской области подтверждается стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Главнейшими экономическими арктическими ориентирами являются развитие инфраструктуры и имеющих приоритетное для региона значение видов транспорта. Особое место среди них занимает проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" для рационального экономического освоения Арктического региона. Целью работы является исследование транспортной инфраструктуры Мурманской области для экономического освоения регионального пространства Арктики в условиях модернизации России. Пристальное внимание к Арктике связано со значительными запасами углеводородных ресурсов, поскольку здесь сосредоточено как минимум 30 % мировых запасов газа и 13 % нефти, в Арктической зоне РФ создается 12–15 % ВВП страны, обеспечивается около четверти национального экспорта России. Согласно данным экспертов, разведанные запасы энергетического и минерального сырья недр российской Арктики имеют стоимость около трех триллионов долларов, на долю углеводородов приходится около двух третей [1]. Скорейшее включение России в арктические процессы является важнейшим условием обеспечения национальной безопасности и определяется необходимостью удовлетворения растущего спроса на энергоносители как внутри страны, так и на мировом рынке. Заметная часть российского природно-ресурсного потенциала концентрируется в арктических регионах страны, причем масштабы хозяйственной деятельности Российской Арктики значительно превосходят аналогичные в других приполярных странах (в Арктической зоне РФ создается 12–15 % ВВП страны, обеспечивается около четверти национального экспорта России). Размер добавленной стоимости предприятий добывающей промышленности достигает в РФ 60 % (в Северной Европе около 15 %, в Арктической Канаде – не менее 30 %). Тем не менее отметим несоответствие результатов социально-экономического развития арктических регионов РФ их потенциалу: выделилась тенденция роста валового регионального продукта (ВРП) Арктической зоны РФ (за последние 15 лет ВРП – в 5,3 раза), однако доля его в национальном ВВП сократилась с 10,8 % до 8,6 %. Данная тенденция дополнительно актуализирует проблему промышленного развития арктических регионов страны на оптимальный экономический результат в разрезе модернизации транспортной инфраструктуры, что и определило выбор темы исследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz