Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Литовский В. В. Концепция размещения в Арктике производительных сил… 440 Заключение Технологии SkyWay А. Э. Юницкого фактически доведены до готовых инженерных решений и практической реализации, что уже в настоящее время создало условия для реального фундаментального прорыва в транспортно-коммуникационной сфере. Экспертный совет при Министерстве транспорта РФ 11 февраля 2016 г. признал струнную технологию SkyWay А. Э. Юницкого, действующий образец которой сейчас строится на территории Республики Беларусь, инновационной: «…признать технологию создания грузовой, городской, а также высокоскоростной транспортной системы SkyWay инновационной; рекомендовать ЗАО "Струнные технологии" дополнительно представить проект использования предлагаемой транспортной системы SkyWay применительно к конкретным условиям эксплуатации». В настоящей статье представлены идеи адаптации данной технологии к условиям освоения арктических пространств, построения на ее основе адекватных этим условиям элементов мобильной технологической инфраструктуры и поселений с учетом сложившихся и новых форм хозяйствования. Транспортно-инфраструктурные разработки и технологии SkyWay создают отличную платформу для выработки и внедрения в практику ряда новых подходов к размещению производительных сил; они представляют собой комплекс транспортных и урбоэкологических разработок, органично вписанных в природу, создающих комфортную, экологичную и безопасную среду для деятельности и проживания человека, и предоставляют возможности: 1) реализации идей приоритетного развертывания в Арктическом регионе и на сопряженных территориях адекватных для труднопроходимых территорий и сложных (экстремальных) климатических условий систем высокоскоростного транспорта; 2) обеспечения поливариативности освоения северных и арктических территорий, их равнодоступности, связности и "сжатия", включая "сжатие" сильно вытянутого по меридиану уральского пространства; 3) создания экологичной и экономичной инновационной инфраструктуры второго уровня Арктики и северных малоосвоенных территорий; 4) реализации идеи формирования в Арктике инновационных "мобильных поселений" с использованием и переключением на национальную и внутрирегиональную модернизацию потенциала уральских машиностроительного и металлургического комплексов, а также мобилизации технологий НП "Уральский строительный кластер"; 5) решения проблем хозяйственного освоения, военно-стратегического присутствия, улучшения и модернизации быта кочевых народов Севера (Ямала); 6) реализации идеи создания плавающих и выносных арктических портов и заводов на шельфе, интегрированной с использованием разработок по ледостойким платформам-модулям гравитационного типа GBS [13], гибридизации и универсализации этих систем до "плавучих заводов-портов" или "портозаводов" для освоения месторождений Приямальского шельфа (Ленинградского, Крузенштерновского, Русановского) и трансляции в Арктическую зону фирменного арктического уральского бренда "от городов- заводов к портозаводам"; 7) реализации идей формирования в арктической зоне Урала поливариативной энергетической системы двойного назначения и двойной степени безопасности на базе комплексного использования энергоресурсного потенциала Урала в его северной части, особенно с применением распределенной автономной энергетики, ориентированной как на традиционное топливо (уголь и углеводороды), так и на альтернативные источники электрогенерации с максимальным использованием для повышения КПД сравнительных северных и арктических преимуществ (температурных контрастов атмосферы, гидросферы и криосферы); прямого преобразования механической, химической, лучистой и ядерной энергии в электрическую; предотвращения тепловых потерь в объектах инфраструктуры посредством полного или частичного их погружения в незамерзающую водную среду [14]. В целом же сочетание технологий А. Э. Юницкого 1 с идеями проекта "УрАрктика" позволяет гармонизировать традиционный уклад северного хозяйства в соответствии с современными формами хозяйствования на базе выделения доминантных зон сохранения и приумножения стратегических биологических и рекреационных ресурсов Севера [15]. Выдвинутые предложения было бы целесообразно включить в скорректированные документы "Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г." и "Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г." Работа выполнена в рамках гранта РФФИ 16-06-00324. 1 См.: SkyWay – идеальный транспорт для экстремальных погодных условий. URL: http://yunitskiy.com/news/2016/news20160315.htm; https://www.youtube.com/watch?v=Bq7DYGO8BAE ; Грузовой подвесной СТЮ. URL: http://yunitskiy.com/a5/a5.htm.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz