Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 431–442. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-431-442 439 Рис. 9. Элементы системы "Полярное кружево" с примерами формирования инфраструктуры портозон, мобильных поселений для отдыха и труда Принципиальным отличием авторской схемы размещения инфраструктуры Юницкого является то, что она лишь примыкает к месторождениям углеводородов и "экологично" огибает их и зоны скопления биоресурсов в Обской и Байдарацкой губах, качественно улучшая связность и поливариативные возможности функционального использования сети. На практике же это могут быть и ячеистые структуры транспортной решетки того или иного ранга со сглаженными ребрами. При этом инфраструктура Юницкого представляется подходящей не только для более полного охвата и обслуживания территорий со сложным рельефом, но и для соединения в единый комплекс наиболее интересных в хозяйственном и рекреационном плане зон природных стыков (например, участков суши и моря), в частности соединения в единую сеть прибрежных зон Арктики, включая порты, материковую инфраструктуру и инфраструктуру шельфа. Карта полуострова Ямал со схематически показанным опорным каркасом на основе струнно-рельсовой инфраструктуры Юницкого В авторской версии разработчика (А. Э. Юницкий, 2013) В коррекции В. В. Литовского с учетом предлагаемой транснет- идеологии "Полярное кружево" Рис. 10. Схема пространственного моделирования инфраструктуры Юницкого для арктической зоны Урала В географическом контексте хотелось бы отметить, что в настоящее время в европейской части Российской Арктики и зоне УрФО наибольшая метаноносность обнаружена на территории Югорского полуострова и на шельфе в зонах подтопленных палеорусел рек и современного приустьевого выноса с повышенным скоплением палеобиокомпонента [12], а это означает, что приоритетным для размещения производительных сил и инфраструктурного обустройства Урала должен быть не только Ямал, но акватории между ним и Югорским полуостровом, включая последний, что, собственно, и учтено автором в инфраструктурном планировании на базе системы "Полярное кружево" (рис. 10). В целом с линейными городами и мобильными поселениями на основе инфраструктуры второго уровня возникнет принципиально новый концепт пространственно-динамического размещения производительных сил, своего рода концепт динамических геоэкономических пространственных систем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz