Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Литовский В. В. Концепция размещения в Арктике производительных сил… 438 В целом при возможности на один и тот же пролет струнно-рельсового пути размещать подвесные и навесные модули экономится площадь путепровода и урбосистемы. Более того, появляется возможность организации вертикально разделенного встречного движения, подобного электронам в атоме с отличными спинами. В принципе (по аналогии с процессами доменомеообразования и магнитоупорядочения) движение в модульных транспортно-инфраструктурных системах может самоорганизовываться. В частности, при определенных условиях коммуникации могут становиться сверхпроводящими, для чего собственно и нужны интеллектуальные системы комплексного управления. Вместе с тем только поверхностный (в теоретическом аспекте двухмерный пространственный или ландшафтный подход) явно недостаточен для обоснования размещения и выработки теоретической основы пространственно-территориального планирования при формировании региональной сети с ее элементами пространственно-экономической и транспортно-инфраструктурной иерархии. В этом аспекте ранее автором в работе [5, с. 521 − 544] была предложена трехмерная оболочечная модель (модель геоэкономической оболочки) для планирования экономического пространства. В ее основу были положены представления о географической оболочке академика А. А. Григорьева и гравиогеографии (как инструменте выделения зон скрытых "подземных полюсов роста" – зон потенциального оруднения, концентрации минеральных и иных природных ресурсов), а также о наиболее устойчивых в изостазийном отношении территориях для размещения инфраструктуры. С учетом этого на рис. 8, 9 показано, как сеть "Полярное кружево" может размещаться по отношению к выделенным, например по гравиоданным, оконтуренным телам рудных залежей. Рис. 8. Организация элементов сети "Полярное кружево" на базе огибания рудных месторождений, специфических природных объектов на криокарсте (гидролакколитов или булгунняхов, зон потенциальных газогидратных выбросов типа "ямальской воронки", болот "полигональной тундры", астроблем и т. д.) В целом система "Полярное кружево" может использоваться не только для задач пространственного планирования инфраструктуры "мобильных поселений", но и для задач крупномасштабного планирования (например, для формирования опорного транспортного каркаса), поскольку автоматически создает связную (замкнутую) транспортную сеть на базе "кольцевых" элементарных структур. В частности, схематически вариант такого моделирования для уральской части Арктики с учетом потенциально метаноносных зон на шельфе показан на рис. 10. Незаштрихованная территория – это зона с дефицитом вещества, или "территория стока" (с отрицательной гравиоаномалией) Заштрихованная территория – это "концентратор вещества" (с положительной гравиоаномалией) Зона возможного оруднения (территория со значительной гравиоаномалией)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz