Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 431–442. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-431-442 437 Так, территории выпаса оленеводческих кооперативов в Приуралье оказываются объективно очень вытянутыми в меридиональном направлении и в реальности включают не только территории например, НАО, но и Республики Коми, а также ЯНАО. Например, оленеводческие кооперативы "Ижемский оленевод", "Дружба народов", "Путь Ильича", "Северный", "Усть-Усинский", "Рассвет Севера", "Большая Инта", "Интинский", "Фион" и "Красный Октябрь", юридически относящиеся к Республике Коми, де-юре занимают территории НАО (Югорский полуостров) и ЯНАО, включая арктическое побережье, например район Усть-Кары. Соответственно, формирование административно- территориальных районов не на основе этноавтономий, а на основе реалий освоения населением географического пространства и концепции линейных поселений с выделением Урало-Печорского района при использовании инфраструктуры Юницкого могло бы снять такие проблемы. Но для оленеводов, вахтовиков или групп быстрого реагирования здесь куда более целесообразно использовать не дома-башни, а возможности элементов самой путевой инфраструктуры (например, анкерных опор), т. е. концепцию "малого" (по размерам жилья) линейного поселения- путепровода. Для этого в анкерных опорах через определенный интервал можно встраивать элементарно необходимое оснащение для жизнеобеспечения в полевых условиях: электропитание и обогрев, кровлю и т. д., а лучше сразу – встраивать простейшие жилые модули с точками для обычной связи и интернет- коммуникации, навигации. Еще более интересной и правильной представляется предложенная автором для проекта "УрАрктика" идея использования подвижного состава на базе разработок Юницкого для формирования так называемых мобильных поселений и специально смоделированной для них архитектоники или конфигурации сети, названной "Полярное кружево" (рис. 7). Рис. 7. Элементарные (слева) и более сложные (модульные) (справа) составляющие инфраструктуры "Полярное кружево" (по В. В. Литовскому) путевые кольца и их системы для схождения с линейной дистанции транспортных пассажирских и грузовых модулей ("домов на колесах с прицепом"). Цвета: зеленый – свободное кольцо; красный – полностью занятое; желтый – частично занятое (например, навесным или подвесным модулем с возможностью выполнения маневра по незанятой части навесно-подвесного путепровода, показанного линиями) На основе этой пространственной системы размещения можно создавать как элементарные "первоатомы", так и более сложные модули или "первомолекулы" мобильных поселений для кочевых остановок, вахтовых и рабочих поселков, наконец, основу для формирования полноценных урбосистем, предназначенных для отдыха, жизни, и модульного развертывания производственных систем (рис. 7).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz