Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 431–442. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-431-442 435 При этом с позиций фундаментального научного обоснования должных подходов для пространственного размещения инфраструктуры и оптимальной привязки к территории компонентов транспортной логистики в проекте "УрАрктика" [3] автором была особо подчеркнута целесообразность использования изостатически наиболее уравновешенных поверхностей выравнивания вдоль западного и восточного склонов Уральских гор. Для чего, в частности, было предложено шире использовать гравиоанализ не только для выявления месторождений ("полюсов потенциального роста"), но и для размещения инфраструктуры поселений и трассировок планируемых дорог, а также возможности развиваемого автором научного направления "гравиогеография". Предложено также применять авторскую парадигму кларковой оценки стоимости невозобновляемых минерально-сырьевых ресурсов с целью их рационального использования и оптимального вовлечения в хозяйственный оборот. В целом же при анализе потенциала возобновляемых биоресурсов для выполнения продовольственной задачи было указано на стратегическое значение российского геоэкономического пространства в их расширенном воспроизводстве. Для решения проблемы их рационального использования следует обратиться к фундаментальным подходам, сформулированным еще в середине 1960-х гг. Н. В. Тимофеевым- Ресовским [7], и в соответствии с его рекомендациями сконцентрироваться на исследовании локальных специфик кругооборота вещества и разработке и развитии эффективных технологий биоинженерии. При ресурсном районировании Урала были учтены следующие его геохимические особенности. Западный Урал – наиболее древний и метаморфизированный геохимический район с комплексом преимущественно осадочных или пассивных пород (уголь, нефть, соли, карбонатные породы, природный сланцевый газ). Потому он наиболее подходит для размещения инновационной инфраструктуры, ориентированной на вывоз за рубеж и внутреннее перераспределение именно этого сырья. Восточный Урал как более молодой и активный геохимический район с преимущественным комплексом нарушенных надвиговых пород, включая металлорудные (железо, медь, цинк, золото, платина), идеален для использования его ресурсов на базе уже имеющейся традиционной инфраструктуры, но с элементами инновационной для труднодоступных районов [8; 9]. Специфика использования в хозяйственных целях речных сетей в проекте предопределена различиями в их химическом сносе и превалирующими тенденциями в работе "гравитационных насосов". При анализе их ресурсно-транспортного потенциала также следовало бы использовать развиваемые автором методы гравиогеографического анализа, в частности для выявления в речных системах процессов концентрирования или диссипации того или иного вещества. Прогнозирование доминирующего характера работы морских или речных сил и проблемы организации судоходства можно осуществлять по данным геологии (возрасту ложа береговых пород), а также по типу устьев и темпам развития эстуариев или дельтообразования, "банок" и т. д. С фундаментальных позиций исторические уральские "полюса экономического роста" – это города-заводы геохимической специализации, включая и возникшие относительно недавно (Красноуральск, Гай, Учалы, Североуральск, Качканар), которые также были созданы на основе парадигмы городов- заводов начального периода освоения Урала, а потому в постперестроечный период сполна испытали на себе издержки моноориентации. Предлагаемая автором парадигма города как "полюса регионального роста" в большей степени предполагает не столько его моноспециализацию, сколько его гармонизирующее влияние на ближнее (регион) и дальнее (внерегиональное) экономическое пространство на многофункциональной основе с должным концентрирующим эффектом материальных, финансовых и трудовых ресурсов [10]. Город – "полюс роста" – рассматривается здесь как элемент многофункциональной геотехнической системы в иерархии геотехносферы, статус которого определяется вовлеченностью его в региональное, национальное и мировое хозяйство, т. е. количеством и качеством устойчивых ближних и дальних экономических связей (узловая функция) и его отношением к геоэкономическим осям (осевая функция). Степень центральности определяется статусом функций в иерархии узлов и осей, которые сами во многом определяются статусом геохимических узлов, провинций и их агломераций, включая сильно вытянутые геохимические оси, например горные массивы. В этом аспекте представляет интерес предложенная Юницким принципиально новая концепция линейных урбосистем с возможностью "сжатия геоэкономического или рекреационного пространства" вдоль наиболее вытянутого направления. Следует отметить, что идея пространственного формирования урбосистем, например, в виде линейных городов, располагаемых вдоль осей регионального развития и транспортных систем второго уровня соответствующего ранга, создает не только принципиально новую основу для транспортно-коммуникационной революции, но и для подлинно пространственного (объемного), а не плоскостного размещения производительных сил. Линейный город, по А. Э. Юницкому 1 , – это городское поселение кластерного типа, в котором поверхность земли предназначена для пешеходов и зеленых растений, а транспортные, энергетические и информационные коммуникации размещены над землей на "втором уровне". Для принципиального функционирования такого города достаточно "горизонтальных лифтов", соединяющих высотные башни, 1 Линейный город SkyWay. URL: http://yunitskiy.com/author/2015/2015_05.pdf.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz