Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Литовский В. В. Концепция размещения в Арктике производительных сил… 434 и генеральных грузов в рамках каботажных перевозок. Ближайшие в западном секторе активные рейдовые отгрузочный терминал Варандей и платформа "Приразломная", а также и Новый Порт ориентированы на отгрузку сырой нефти. В итоге из малодеятельных портопунктов не нефтегазовыми остаются лишь Амдерма и Усть-Кара. Из них исходно собственно для хозяйственных нужд (для сезонных завозов) создавался лишь портопункт Усть-Кара. С учетом богатейших запасов угля воркутинского бассейна этот порт мог бы стать крупнейшим по перевалке угля и в целом минералов Полярного Урала. Но в рамках традиционных подходов к формированию портовой инфраструктуры решить указанную проблему сложно , так как данный порт пригоден главным образом для обслуживания лишь малотоннажного флота. В рамках инновационных подходов с использованием инфраструктуры А. Э. Юницкого эта проблема снимается, поскольку причалы могут выноситься в прибрежную акваторию до глубин 20 м и более, достаточных для причаливания крупнотоннажных судов (рис. 4). Так, инфраструктура Юницкого позволяет осуществлять с соответствующего подвижного состава перевалку сыпучих грузов (уголь, руда и др.) в сухогрузы, нефть и нефтепродукты – в танкеры, контейнеры – в контейнеровозы; обеспечивать пересадку пассажиров с подвижного состава СТЮ в пассажирские суда. При этом сам порт (либо его причалы) может размещаться на шельфе с удалением от берега до 10 км и даже более при естественных глубинах моря до 30 м 1 . По объему потенциальной перевалки такие порты фактически не имеют ограничений (способны пропускать до 250 млн т грузов в год), а по количеству транзитных пассажиров – от миллиона человек в год. Стоимость такого порта, без учета стоимости подъездной трассы СТЮ, подвижного состава, погрузочно-разгрузочных терминалов и инфраструктуры, по оценкам КБ Юницкого, составляет от 10 млн USD 2 . Рис. 4. Морской причал с инфраструктурой Юницкого 3 Таким образом, конкурентными преимуществами создания портовой инфраструктуры Юницкого являются возможность организации причального фронта с глубинами 20 м и более посредством использования естественной глубины моря; отсутствие потребности в больших свободных и дорогостоящих территориях на берегу; уменьшение капитальных затрат на строительство при отсутствии необходимости дноуглубительных работ для подвода груженых судов к причалам; снижение эксплуатационных издержек за счет упрощения захода судов с большой осадкой в сравнении с заходами в традиционные порты, а также улучшения логистики сыпучих грузов (например, угля) посредством организации доставки по схеме " месторождение – подвижной состав СТЮ – трюм балкера " вместо традиционной схемы " месторождение – подвижной состав – выгрузка в склад на берегу – погрузка со склада на берегу в другой подвижной состав – транспортировка к причалу – перегрузка в трюм балкера " 4 . 1 Морской порт СТЮ. URL: http://yunitskiy.com/a6/a6.htm. 2 Там же. 3 Там же. 4 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz