Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Литовский В. В. Концепция размещения в Арктике производительных сил… 432 Результаты и обсуждение Исследования известных инновационных инфраструктур (в том числе личное ознакомление автора с высокоскоростной инфраструктурой Тайваня как с уменьшенной модельной "копией" Урала [1]) показали, что наиболее реалистичной по степени разработанности, экономичности, экологичности и соответствия условиям России является струнно-рельсовая инфраструктура и транспорт Юницкого [2]. Именно поэтому в данной работе она была взята за технооснову пространственного планирования размещения производительных сил в Арктике и на Урале, именно поэтому с ней автор связывает грядущую уже в ближайшие годы транспортно-коммуникационную революцию и фундаментальное изменение подходов в сфере пространственного планирования для территорий большого масштаба и слабой степени освоенности. В частности, в работе «О стратегии регионального и инфраструктурного развития Арктической зоны Российской Федерации: проект "УрАрктика"» [3] инновационная инфраструктура и транспорт Юницкого автором были предложены в качестве фундаментальной платформы реиндустриализации и переформатирования экономики Урала и его арктической зоны. В целом проект связанного развития Урала и Арктики – "УрАрктика" – был позиционирован как национальный этапный проект-образец переформатирования экономики страны на качественно новый уклад хозяйствования, исходя из идейной основы опережающий мировые достижения в преобразовании инфраструктуры. Действительно, северная и арктическая зоны Урала для этого являются подходящими пространственными объектами, поскольку в Уральском федеральном округе уже сегодня решаются сложнейшие инновационные задачи размещения северной и арктической инфраструктуры и техники, а также внедрения арктических технологий; осваиваются труднодоступные территории и ресурсы зачастую с опережением этапа формирования необходимых стратегических документов. Таким образом, в настоящее время, с учетом появившихся вызовов, актуальной задачей является разработка адекватной инновационной платформы. Такая платформа должна не только обеспечить новый уровень и качество регионального развития, но и создать условия для перехода экономики всей страны на новый, передовой технологический уклад. Подобные задачи уже решались на Урале, например, в судьбоносных для России условиях индустриализации экономики в 1930-е гг. и в сложнейший период послевоенного времени (Атомный проект СССР). Сейчас в условиях новой индустриализации и модернизации экономики также возможно и целесообразно осуществить масштабный региональный проект, в наибольшей степени отвечающий задаче инновационного обновления технологического уклада уральской экономики в связи с ее северным (арктическим) вектором развития. В проекте "УрАрктика" автором было предложено начать перевод отраслей экономики страны от третьего (тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей) и четвертого циклов технологического уклада (производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка, двигатели внутреннего сгорания, массовое производство) к пятому (развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники) и шестому (формирование инновационной транспортной инфраструктуры, конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий) технологическим укладам посредством использования преимуществ исторически сформированных на Урале горнопромышленного, металлургического, машиностроительного, строительного и военно-промышленного комплексов, их оживления и интеграции для решения задач регионального развития, освоения Арктической зоны России через качественно новую модернизацию инфраструктуры. Таким образом, целью проекта стало системное региональное развитие, формирование социально- экономической базы Арктической зоны РФ и превращение ее в динамично развивающийся регион, позволяющее значительно усилить темпы экономического роста России с использованием опорной зоны Уральского федерального округа как стратегического плацдарма для перехода экономики страны к новому технологическому укладу. В плане географического обоснования в данном проекте предложено опереться на естественные доминантные региональные пространства, к которым относятся крупные географические системы (например, Хибины, Тимано-Печорский кряж, Уральские горы и т. д.), являющиеся концентраторами природных ресурсов, необходимых для внутреннего развития. А потому они представляют собой естественные связующие "мосты" Арктической зоны и более южных промышленно освоенных регионов России. Именно в такой концепции развития региональной экономики за счет внутренних ресурсов и импортозамещения в работах [4, с. 43 − 58; 5, с. 521 − 544] автором было выполнено геоэкономическое районирование уральского арктического сектора, показан ключевой статус Урала в развитии АЗРФ. В аспекте геостратегических интересов России и развития ее паритетного взаимодействия с ЕС, Китаем и Индией были развиты положения о целесообразности формирования симметричного меридионального транспортного каркаса вдоль западного и восточного склонов Урала. Таким образом, вовлечение Уральской Арктики не только во внутреннее, но и во внешнее (мировое) геоэкономическое пространство в проекте предполагает максимальное использование сравнительных пространственно-географических преимуществ на базе совмещения инфраструктурных осей развития наивысшего ранга, а именно: проект предполагает реализацию двуориентированных приоритетных (пилотных) проектов, нацеленных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz