Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 431–442. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-431-442 431 УДК 332.1 В. В. Литовский Концепция размещения в Арктике производительных сил на базе инфраструктуры второго уровня А. Э. Юницкого и пространственная модель транспортной сети "Полярное кружево" для "мобильных поселений" V. V. Litovsky The concept of placing in the Arctic the productive forces on the basis of A. E. Yunitsky infrastructure of the second level and the spatial model of the transport network "Polar lace" for "mobile settlements" Аннотация. Для перехода от моноотраслевой сырьевой модели развития арктических территорий и портов к модели их высокотехнологичного развития на примере Уральского сектора Арктики предложены концепция размещения в Арктике производительных сил на базе инновационной инфраструктуры второго уровня А. Э. Юницкого, пространственная модель транспортной сети "Полярное кружево", а также идея создания "мобильных поселений" на ее основе. Abstract. For transition from the mono industry type model of development of Arctic territories and ports to the model of their high-tech development at the example its Ural sector the concept of placing in the Arctic the productive forces on the basis of innovative A. E. Yunitsky infrastructure of the second level and the spatial model of the transport network "Polar lace" for "mobile settlements" have been offered. Ключевые слова: Арктика, Урал, порты, взаимосвязанное развитие, инфраструктура второго уровня А. Э. Юницкого, транспортная сеть "Полярное кружево", инновационные мобильные поселения. Key words: the Arctic, Ural, ports, interconnected development, innovative A. E. Yunitsky infrastructure of the second level, network "Polar lace", mobile settlements. Введение Для целостного развития Арктической зоны РФ требуется переход от моноотраслевой модели развития отдельных территорий к моделям взаимосвязанного развития крупных территориальных систем и их полифункциональной активации в рамках избранных экономических и геостратегических интересов [1]. Важная роль при этом уделяется портам. В данной статье эти идеи развиваются в контексте имеющихся возможностей инновационного сценария регионального развития. Актуальность разработки такого сценария для регионов России имеет особое значение, и прежде всего для Арктической зоны РФ с ее преимущественно архаической инфраструктурой. Связано это с тем, что с 2018–2020 гг. в мире ожидается начало уже третьей послевоенной смены технологического уклада, тогда как в Арктике в ряде мест нет еще признаков и первой. Действительно, первую (1946–1970 гг.) послевоенную смену технологического уклада, а затем и вторую (1980–2010 гг.), основой которой стали преимущественно инновации в области компьютерных технологий и связи, обеспечившие резкий рост эффективности процессов обмена информацией, финансовых и логистических операций, а также торговую и финансовую экспансию западных экономик в развивающийся мир, СССР и постперестроечная Россия фактически пропустили. Произошло это, как известно, вследствие избыточной ставки на потенциал сырьевых ресурсов, а также из-за слома социально-экономической системы, передела формы собственности, что более чем на 20 лет затормозило инновационное развитие страны. В итоге Россия оказалась в роли сырьевой ойкумены для Европы и Азии. Урал и его арктическая зона – это территории с особым сдерживающим статусом, преодоление которого невозможно без адекватных современным вызовам инноваций. В этом аспекте отмечу, что цикл развития нефтегазового сектора также подходит к критической отметке. События 2015–2016 гг. это уже показали. Соответственно, в преддверии третьей смены технологического уклада, ожидаемой к 2020 г. с достижением ею максимума в 2030–2040 гг., России нельзя упустить шанс ускорить инновационное развитие. Одним из прогнозируемых движителей этой новой смены в контексте построения всеобъемлющего информационно-сетевого общества станет, судя по всему, инновационная транспортная инфраструктура с современными технологическими возможностями "машинного интеллекта" и дистанционного управления, которая уже сформирована в Китае. Наиболее перспективными возможностями для формирования новых принципов размещения производительных сил в Арктике и ее смежных территориях обладает инновационная инфраструктура на базе систем А. Э. Юницкого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz