Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 426–430. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-426-430 429 эффективности и малой производительности труда практически не осваиваются водоросли, донные морепродукты прибрежной зоны, по разным причинам не добывается морской зверь. Недолов малорентабельных промысловых объектов наблюдается и в последние годы, снижая возможности обеспечения утвержденных показателей продовольственной безопасности. Связано это (помимо влияния биологических и конъюнктурных факторов) с отсутствием в составе флота высокопроизводительных судов, в первую очередь сейнер-траулеров для кошелькового лова, снижением научно-поисковых работ, а также с недостатками в системе наделения квотами, заключающимися, в частности, с невозможностью их оперативного перераспределения. Поставки рыбопродукции с Дальнего Востока на внутренний рынок России до 2012 г. не превышали 550,0 тыс. т. По данным ОАО "РЖД", по Транссибирской магистрали в 2014 г. с Дальнего Востока было перевезено 654 тыс. т рыбопродукции, в том числе в Европейскую часть России – 500 тыс. т 5 . В 2015 г. поставки рыбопродукции с Дальневосточного промыслового бассейна были на том же уровне 6 . Загруженность Транссибирской магистрали обусловила предложения по увеличению доставки продукции дальневосточных предприятий в Европейскую часть России посредством использования альтернативного варианта транспортировки рыбопродукции по трассе Севморпути: – в 2011 г. транспортные рефрижераторы доставили (4 транзитных рейса) в Санкт-Петербург 27,5 тыс. т мороженой рыбопродукции; – в 2012 г. был выполнен один рейс, доставлено около 8,0 тыс. т рыбопродукции; – в 2015 г. поставлено 9,0 тыс. т (два рейса, при этом один из них через Панамский канал). По мнению специалистов [8], дальнейшее увеличение поставок дальневосточной рыбопродукции в основные регионы потребления требует решения трех основных проблем: – создание мощного рыбопромышленного кластера по приему, переработке и транспортировке рыбы в Приморском крае; – обеспечение перевозок достаточным парком автономных рефконтейнеров для расширения возможностей их индивидуальной доставки; – снижение транспортных расходов и сокращение сроков доставки рыбы по железной дороге. Регламентирующие показатели Доктрины продовольственной безопасности РФ и минимального уровня среднедушевого потребления рыбопродукции имеют в настоящее время соответственно индикативный и рекомендательный характер. Это подтверждает практика внешнеэкономической деятельности. Так, в 2014 г. по отношению к 2013 г. в целом по России натуральные объемы импорта и экспорта рыбопродукции снизились на 12,8 % и 9,5 % соответственно. На Северном бассейне в эти же годы натуральные показатели экспорта рыбопродукции выросли на 8 %. Наибольший рост был связан с экспортом наиболее ликвидной рыбопродукции из трески и пикши (табл. 5). Таблица 5 Экспорт рыбопродукции на Северном бассейне, тыс. т Вид продукции 2013 2014 1. Рыба охлажденная – 3,5 2. Рыба мороженая 289 290 2.1. Треска, пикша 143 151 3. Филе рыбное и прочее мясо рыбы 45 64 4. Клипфиск (готовый и п/ф) 3,9 5,8 5. Морепродукты (крабы, гребешок) 2,8 5,5 6. Всего 344 371 Источники: рассчитано по данным Северо-Западного таможенного управления и региональных статуправлений. Девальвация отечественной валюты стимулировала в 2015 г. экспорт рыбопродукции в целом по России. Объемы экспорта рыбопродукции на Северном бассейне и Северо-Западном федеральном округе в 2015 г. были ниже показателей 2014 г., но превышали уровень 2013 г. 5 О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Рабочая группа президиума Государственного совета. М., 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url= http%3A%2F%2Fwww .vniro.ru% 2Ffiles%2FGossovet_doklad.pdf&name=Gossovet_doklad.pdf&lang=ru&c=56bb339b4f6d. 6 Погрузка рыбы на ДВЖД в 2015 г. увеличилась незначительно, несмотря на возможности импортозамещения [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/print.asp?id=690056&sec=1671&type=news.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz