Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Козьменко С. Ю. и др. Экономическое освоение регионального пространства… 424 В марте 2015 г. на судоверфи заложен киль первого из строящихся судов. Заказ строительства этого судна, с рабочим названием "Ямалмакс", осуществлен "Совкомфлотом" в феврале 2014 г. Окончание строительства судна планируется в 2016 г. со сдачей заказчику в июне. В рамках проекта ОАО "Ямал СПГ" будет использовать несколько путей доставки СПГ заказчикам: в летний период в страны АТР по СМП в восточном направлении, в зимний период – на запад до перевалочного терминала в Зеебрюгге (Бельгия). Возможность реализации выбранной транспортно-логистической модели обеспечивается техническими характеристиками строящихся газовозов и правилами плавания в акватории СМП. При тяжелой ледовой обстановке для проводки судов будут привлекаться ледоколы [7]. Заключение Рассмотренные территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Таймырского Долгано- Ненецкого района Красноярского края, акватория Карского моря (включая заливы) обладают значительными запасами природных ресурсов, вследствие чего их экономическое освоение будет развиваться прогрессирующими темпами. В связи со сравнительной дешевизной морского транспорта и слабой развитостью иной инфраструктуры в рассмотренном регионе вывоз полезных ископаемых и результатов их обработки осуществляется морским путем через акваторию Северного морского пути. Свободное круглогодичное судоходство в акватории Карского моря и Обской губы ограничено вследствие суровой ледовой обстановки, что преодолевается путем использования судов с ледовым усилением и ледоколов для их проводки. Для проводки судов без ледового усиления или с низким ледовым классом в акватории Карского моря и Обской губы привлекаются атомные ледоколы. Для ледокольного обеспечения судоходства в акваториях заливов и устьях рек используются и атомные мелкосидящие ледоколы, и дизельные портовые ледоколы. В рамках так называемой "транспортной независимости грузоперевозчиков" в Арктике ресурсодобывающие компании приступили к массовому строительству танкеров и контейнеровозов с ледовым усилением для обеспечения самостоятельного плавания собственных судов без привлечения ледоколов сторонних компаний. Однако при соответствующей ледовой обстановке, а также для обеспечения более высоких скоростей транспортировки грузов потребуется привлечение ледокольных услуг. Таким образом, ведение хозяйственной деятельности в рассмотренном регионе тесно связано с необходимостью ледокольного обеспечения. Необходимо как минимум сохранение, а в лучшем случае наращивание темпов модернизации как ледокольного флота, так и арктического транспортного флота. Более того, дальнейшее наращивание объемов добычи природных ресурсов возможно только при использовании транспортных судов высокого ледового класса и соответствующей поддержке ледокольного флота как в рамках комплексных портовых услуг, так и для линейных проводок в акватории северных морей. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а/16 "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров". Библиографический список 1. Веретенников Н. П., Геращенко Л. В., Горячевская Е. С. Северный морской путь: история, экономика, геополитика, безопасность // Геополитика и безопасность. 2015. № 2 (30). С. 88–94. 2. Думанская И. О. Типовые ледовые условия на основных судоходных трассах морей Европейской части России для зим различной суровости // Труды гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации. 2013. № 350. С. 142–166. 3. Зеленина Л. А., Антипин А. Л. Льды Арктики: мониторинг и меры адаптации // Арктика и Север. 2015. № 18. С. 122–130. 4. Геращенко Л. В., Козьменко С. Ю., Ульченко М. В. Региональные приоритеты геоэкономического развития России в Арктике // Экономика предпринимательства. 2013. № 12 − 3 (41 − 3). С. 41–45. 5. Савельев А. Н., Селин В. С., Щеголькова А. А. Геоэкономические обстоятельства и политические тенденции регионального присутствия России в Арктике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12 − 2 (41 − 2). С. 205–209. 6. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути / В. В. Рукша, А. А. Смирнов, М. М. Кашка, Н. Г. Бабич // Арктика. Экология и экономика. 2011. № 1. С. 52–61. 7. Евдокимов Г. П., Высоцкая Н. А., Костылев И. И. Освоение арктических месторождений и развитие судоходства по Северному морскому пути // Морской сборник. 2012. № 6. С. 59–64.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz