Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 419–425. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-419-425 423 Для отгрузки нефти с Новопортовского месторождения и ее транспортировки из Обской губы в порт Мурманск ООО "Газпромнефть-Ямал" зафрахтует суда у российской компании ПАО "Совкомфлот". По контрактам с последней южнокорейская судоверфь Samsung Heavy Industries Co., Ltd осуществляет строительство трех танкеров высокого ледового класса проекта 42К Arctic Shuttle Tanker, длина которых составит 248 м, ширина 34 м, осадка около 9,5 м, эксплуатация при температурах до –45 °С. Танкеры строятся под наблюдением Российского морского регистра судоходства, им будет присвоен совместный класс РМРС и британского классификационного общества Lloyd's Register of Shipping. Поставка первого судна планируется на июнь 2016 г. [6]. В настоящее время, пока специальные арктические танкеры только строятся, для тестовых вывозов нефти европейским потребителям используются действующие танкеры ПАО "Совкомфлот". В августе 2014 г. были привлечены танкеры-продуктовозы ледового класса 1А "СКФ Енисей" и "СКФ Печора". При необходимости ледокольная проводка осуществляется на буксире атомными ледоколами "Таймыр" и "Вайгач" ФГУП "Атомфлот" [6]. Для ледокольного обеспечения акватории терминала Новопортовского месторождения ПАО "Выборгский судостроительный завод" ведет строительство двух многоцелевых ледокольных судов обеспечения проекта Arc130A, ледового класса Icebreaker8. Суда предназначены для ледокольного обеспечения отгрузки нефти и проводки танкеров, выполнения буксировочных и спасательных операций, участия в операциях пожаротушения и по ликвидации разливов нефти. Мощность судов составит 22 МВт, длина 121,7 м, ширина 26 м, осадка 8 м, ледопроходимость 2 м, эксплуатация судна возможна при температурах до –50 °C [6]. Для реализации проекта "Ямал СПГ" отечественные и иностранные классификационные сообщества, ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы совместно спроектировали специальные танкеры ледового класса Arc7 по классификации Российского морского регистра судоходства (самостоятельная навигация в однолетних льдах толщиной до 1,4 м в зимний период и до 1,7 м в летний; плавание в канале за ледоколом – во льдах до 2,0 м и 3,2 м соответственно). В соответствии с классификацией Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) судам будут присвоены классы Polar 4 (круглогодичная навигация в тонких однолетних льдах с возможными включениями более старых льдов) и Polar 3 (круглогодичная навигация в двухлетних льдах с включениями многолетних). Танкеры будут обладать следующими характеристиками: длина 299 м, ширина 50 м, осадка в пресной воде 12 м; 4 грузовых танка мембранного типа GTT NO 96 общей грузовместимостью 172,6 тыс. м 3 СПГ; силовая установка мощностью 45 МВт; двухтопливная дизель-электрическая пропульсивная система с тремя винто-рулевыми колонками Azipod; ледопроходимость до 2,1 м; скорость хода в открытой воде до 19,5 узлов, при ходе во льдах толщиной 1,5 м около 5,0 узлов; двойной корпус судна обеспечивает применение принципа двойного действия – в открытой воде и в условиях тонкого льда используется его передняя часть, в сложных ледовых условиях осуществляется самостоятельная навигация кормой вперед; утепление судна обеспечивает эксплуатацию корпуса при температурах до –45 °C, а механизмов – до –52 °С. Осенью 2012 г. ОАО "Ямал СПГ" провело тендеры на строительство и эксплуатацию танкеров ледового класса Arc7 для транспортировки СПГ. В конкурсе на строительство танкеров приняли участие 7 судостроительных компаний, в конкурсе на их эксплуатацию – 13 компаний-судовладельцев. Летом 2013 г. победителем тендера на строительство судов была признана южнокорейская судоверфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Заключенное соглашение предусматривает: 1) опционы на строительство (включая проведение работ по оптимизации корпуса судов, их модельные испытания), спуск на воду, оборудование, оснащение и поставку до 16 танкеров; 2) передачу прав на финансирование и покупку судов компаниям-операторам флота; 3) обязательство верфи по предоставлению российским судостроительным заводам, определенным ОАО "Ямал СПГ", необходимых для строительства судов компетенций. В настоящее время строительство 15 новейших судов осуществляется под руководством французского классификационного общества Bureau Veritas и Российского морского регистра судоходства в сотрудничестве с российскими институтами. Победителями тендера на эксплуатацию танкеров стали российская компания "Совкомфлот" (1 судно), японская MOL (3 судна), греческая Dynagas (5 судов) и канадская Teekay (6 судов). Стоит отметить, что реальный опыт эксплуатации танкеров в арктических условиях имеет только российская компания в рамках других проектов. При этом до августа 2015 г. ОАО "Совкомфлот" должно было стать владельцем 5 из 15 судов, однако из-за отказа инвесторов финансировать проект компания была вынуждена сократить свое участие до 1 танкера. Права на эти 4 судна были переуступлены афинской Dynagas, вследствие чего греческая компания будет оператором 5 арктических газовозов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz