Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.
Козьменко С. Ю. и др. Экономическое освоение регионального пространства… 422 Объемы производства металлов позволяют компании занимать лидирующие позиции в мире. Так, в 2014 г. было произведено 122 тыс. т никеля и 298 тыс. т меди. При этом объемы производства никеля остаются на стабильном уровне при незначительных колебаниях. В юго-восточной части полуострова Ямал ООО "Газпромнефть-Ямал", являющееся дочерней компанией ПАО "Газпром-нефть", разрабатывает Новопортовское месторождение. Извлекаемые запасы по категории C1 и C2 составляют более 250 млн т нефти и конденсата, более 320 млрд м 3 природного газа. Новый сорт нефти данного месторождения, относящийся к категории средней плотности, получил название Novy Port и содержит меньше серы, чем сорт Urals. В настоящее время нефть Новопортовского месторождения транспортируется трубопроводом до побережья Обской губы. С января 2015 г. ведется строительство его второй очереди, что позволит поставлять не менее 5,5 млн т нефти в год. В промышленную эксплуатацию месторождение будет запущено в 2016 г., когда начнется отгрузка сырья с помощью выносного Арктического нефтеналивного терминала башенного типа, монтаж которого в акватории Обской губы завершен в сентябре 2015 г. ОАО "НОВАТЭК" совместно с Total S.A. и CNPC реализуют проект "Ямал СПГ" на базе Южно- Тамбейского месторождения на полуострове Ямал. Проект подразумевает строительство завода по производству СПГ годовой мощностью до 16,5 млн т СПГ и до 1,2 млн т газового конденсата. На сегодняшний день построены аэро- и морской порты, продолжается бурение скважин. 95 % СПГ проекта законтрактовано потребителями из Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В планах у ОАО "НОВАТЭК" дальнейшее развитие добычи природного газа в регионе. Так, на стадии разведки находятся Салмановское (Утреннее) и Геофизическое месторождения, расположенные на Гыданском полуострове и являющиеся ресурсными базами для проектов "Арктик СПГ-2" и "Арктик СПГ-1" соответственно. На стадии геологического изучения находится ресурсная база для проекта "Арктик СПГ-3" – Северо-Обский лицензионный участок, расположенный в акватории северной части Обской губы. Учитывая объемы запасов природного газа и близость расположения относительно порта Сабетта, где уже реализуется проект "Ямал СПГ", наиболее перспективным является проект "Арктик СПГ-2". Предполагалось, что строительство завода СПГ аналогичной мощностью до 16,5 млн т СПГ в год будет завершено к 2025 г., однако в связи с действующими в отношении ОАО "НОВАТЭК" санкциями его реализация отложена. В то же время изменение геополитической обстановки, успешная реализация проекта "Ямал СПГ" и сохранение спроса на СПГ на мировом рынке могут восстановить первоначальные планы. Вследствие относительной дешевизны морского транспорта и слабой развитости иной инфраструктуры реализация рассмотренных проектов неотъемлемо связана с транспортировкой добытых ресурсов для последующей продажи морским путем через акваторию Карского моря и Обской губы. Обеспечение круглогодичного судоходства в акватории Карского моря Заполярный филиал ПАО "ГМК "Норильский никель" использует дизель-электрический ледокол "Авраамий Завенягин" для обработки причалов в целях обеспечения швартовки судов, заходящих в порт Дудинка, а также для проводки судов в отстойный канал в паводковый период. Общая мощность двигателей судна составляет 6,5 тыс. л. с., минимальная осадка – 2,5 м. Ледокол был приобретен в 2000 г. у Енисейского речного пароходства. В период 2013–2015 гг. произведены ремонтные работы (ремонт двигателей и других механизмов, покраска корпуса), после которых судно вновь приступило к работе. В рамках утвержденной в 2004 г. стратегии достижения транспортной независимости компания осуществила формирование собственного арктического флота, построив в период с 2006 по 2009 гг. пять контейнеровозов типа Aker ACS 650 усиленного ледового класса Arc7: "Норильский никель", "Мончегорск", "Заполярный", "Талнах" и "Надежда". Головное судно построено на судоверфи Aker Finnyards в Хельсинки (Финляндия), следующие четыре на верфи Aker MTW Yards в Висмаре (Германия). Длина судов составляет 169 м, ширина 26,5 м, осадка 10 м, общая мощность 3 дизельных двигателей 18 МВт. Максимальная скорость хода на открытой воде составляет 15,5 узлов. Ледопроходимость 1,5 м при движении судна со скоростью до 3,0 узлов. Последнее введенное в эксплуатацию судно – "Надежда" – при постройке было дополнительно оборудовано 2 кранами грузоподъемностью по 45 т каждый. Использование этих судов обеспечивает экономические преимущества для компании за счет независимой тарифной политики на грузоперевозки и получения таможенных льгот. Однако, несмотря на использование собственного арктического флота, для проводок судов в акватории Северного морского пути в периоды сложной ледовой обстановки компания привлекает атомные ледоколы, оператором которых является ФГУП "Атомфлот". Так, в зимний период 2008– 2009 гг. мелкосидящие ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" обеспечивали проводку судов компании для поддержания высоких скоростей их плавания в Енисейском заливе и реки Енисей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz