Вестник МГТУ. 2016, том 19, № 2.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 359–362. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-2-359-362 361 выделено около миллиарда рублей. Модернизация трассы СМП также предполагает формирование авиационного обслуживания северных районов на базе развития малой авиации и сети аэропортов. Сегодня у России есть все шансы превратить СМП в коммерчески жизнеспособную альтернативу Малаккскому проливу и Суэцкому каналу. Помимо технических сложностей для решения данной задачи необходимо урегулировать ряд правовых вопросов. Интересным примером международного сотрудничества в области логистики и транспорта является проект "Развитие логистики в Баренцевом транспортном коридоре", посвященный вопросам развития транспорта и региональной логистики в Мурманской области. Этот проект предусматривает разработку транспортного маршрута из порта Кеми через Саллу в Мурманск. Развитие транспортного коридора является одной из наиболее важных областей совершенствования логистики в Баренцевом регионе. Данный проект был реализован в 2006–2008 гг. и финансировался Евросоюзом в рамках программы добрососедства "Коларктик". В рамках проекта "Логистика в Баренц-регионе" была осуществлена пилотная транспортировка контейнера по этому маршруту со спутниковым мониторингом эксплуатационных характеристик движения. Ключевым связующим звеном между континентами должен стать Красноярский край. По оценкам специалистов, такие маршруты понадобятся, в первую очередь, странам Юго-Восточной Азии, для которых летать в Северную Америку удобнее именно через Арктику. В этом случае время перелета сокращается на 2–5 часов в зависимости от маршрута. Существующие на сегодня транспортные потоки в Арктике недостаточны для гарантированного достижения заданных объемов. Ситуация меняется благодаря вступлению России в ВТО. Наиболее перспективными грузами специалисты считают нефтегазовое и горнодобывающее оборудование, оборудование тяжелого машиностроения, фармацевтические препараты, продукты и электронику. Очевидно, что роль транспортных коммуникаций и инфраструктуры в грядущих крупномасштабных энергетических проектах трудно переоценить. Транспортно-логистический сектор в Арктической зоне развивается как сервисный сектор в рамках реализации крупных, прежде всего энергетических международных проектов. Развитие инвестиционных фондов должно было предвосхитить проблемы экономической дестабилизации во множестве отраслей хозяйствования северных регионов. Проблемы развития Арктики стали актуальны в свете политических споров и новых экономических взаимодействий с Европейскими государствами, а также со странами Латинской Америки. Проблемой 2014 г. стал отток иностранного капитала с отечественного рынка, вызванный политическими процессами, однако это не уменьшает количество задач, которые необходимо решать экономическим системам Севера России. Снижение доступности кредитных ресурсов, потеря доступа к отдельным западным технологиям, востребованным в условиях Севера России, требует создания институтов экономики, способных привлечь денежные средства и предпринимательскую активность в регионы. Сложности развития инвестиционных фондов как самостоятельного экономического института базируются на все тех же гарантиях, которые должны иметь долгосрочный характер; столкновение инвесторов с проблемами в краткосрочной перспективе допустимо и в рамках краткосрочного финансирования предприятия всех регионов, имеющих собственные решения. Решение проблемы долгосрочного финансирования, которое должно быть доступным для реального сектора экономики, представляет собой стратегическую задачу. Проблемы сближения и сглаживания неоднородности развития инвестиционных потенциалов регионов должны иметь свое разрешение на основе межрегиональных взаимоотношений, содержать и нести в себе государственные гарантии для частного капитала. Заключение В настоящее время поступательное развитие инвестиционного потенциала регионов затормозится в ожидании политических решений. Но вместе с этим происходит активное развитие хозяйственных отношений на межрегиональном уровне в процессах движения технологий, кадров и товарно-материальных ценностей. К сожалению, в этих условиях мало места и времени уделяется инновационным факторам развития, без учета которых трудно реализовывать инновационные проекты. Однако условия политического кризиса отразились на повышении устойчивости бизнеса в реальном секторе экономики. И если государство определит, насколько продолжителен будет период политических противостояний, экономические системы регионов смогут перестроиться под эти задачи и за счет новой пространственной организации перераспределить свои силы для получения положительного результата в будущем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz